Государственная столичная гимназия Проект по литературе ученицы 10 класса Лебедевой Василисы Тема: «Гоголевские традиции в творчестве Ф.М.Достоевского на примере сопоставительного анализа «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя, повести «Двойник», романа «Бедные люди» Ф.М.Достоевского».
Методологический паспорт проекта Противоречие: противоположность и взаимозависимость традиции и новаторства в литературном процессе Противоречие: противоположность и взаимозависимость традиции и новаторства в литературном процессе Актуальность исследования: данная тема отражает важный момент в развитии русской литературы, а именно: становление и развитие метода критического реализма, во многом обусловленное творческой преемственностью писателей Актуальность исследования: данная тема отражает важный момент в развитии русской литературы, а именно: становление и развитие метода критического реализма, во многом обусловленное творческой преемственностью писателей Проблема: Как проявляется воздействие творческого опыта Н.В.Гоголя на произведения Ф.М.Достоевского? Проблема: Как проявляется воздействие творческого опыта Н.В.Гоголя на произведения Ф.М.Достоевского?
Методологический паспорт проекта Цель исследования: Цель исследования: Проследить, как в произведениях Ф.М.Достоевского реализуется творческая преемственность писателей на примере сопоставительного анализа «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя, повести «Двойник», романа «Бедные люди» Ф.М.Достоевского. Выявить традиционное и новаторское в творчестве Ф.М.Достоевского. Проследить, как в произведениях Ф.М.Достоевского реализуется творческая преемственность писателей на примере сопоставительного анализа «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя, повести «Двойник», романа «Бедные люди» Ф.М.Достоевского. Выявить традиционное и новаторское в творчестве Ф.М.Достоевского.
Методологический паспорт проекта. Гипотеза : Гипотеза : Если изучить материалы, характеризующие ведущие тенденции развития русской литературы второй половины 30-ых-40-ых гг. XIX века, провести сопоставительное исследование текстов художественных произведений, выявить общие и различные черты творческой манеры Гоголя и Достоевского, то можно определить роль гоголевской традиции в творчестве Ф.М.Достоевского. Если изучить материалы, характеризующие ведущие тенденции развития русской литературы второй половины 30-ых-40-ых гг. XIX века, провести сопоставительное исследование текстов художественных произведений, выявить общие и различные черты творческой манеры Гоголя и Достоевского, то можно определить роль гоголевской традиции в творчестве Ф.М.Достоевского.
Методологический паспорт проекта Задачи: Задачи: - Изучить материалы, характеризующие ведущие тенденции развития русской литературы второй половины 30-ых-40-ых гг. XIX века; - Исследовать тексты художественных произведений; - Выявить общие и различные черты творческой манеры Гоголя и Достоевского; - Сделать выводы о роли гоголевской традиции в творчестве Ф.М.Достоевского и о роли традиции и новаторства в литературном процессе.
Библиография - Бахтин М. М. «Проблемы поэтики Достоевского»; - Белов С.В «Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; - Бочаров С.Г. «Гоголь в русской критике: Антология»; - Виноградов В.В. «Гоголь и натуральная школа»; - Манн Ю.В. «Поэтика Гоголя»; - Наседкин Н.Н. «Достоевский Энциклопедия» - Соколов Б.В. «Гоголь. Энциклопедия»;
Библиография Н.В.Гоголь - повесть «Невский проспект»; - повесть «Записки сумасшедшего»; - повесть «Шинель»; - «повесть о капитане Копейкине» из поэмы «Мертвые души»; - фрагменты из «Выбранных мест из переписки с друзьями» Ф.М.Достоевский - роман «Бедные люди»; - повесть «Двойник»; - роман «Преступление и наказание»; - фрагменты из «Дневника писателя»
Теоретическая часть 1. Гоголь в контексте литературы второй половины 30-ых – 40-ых гг. XIX века 1.1.«Натуральная школа» в литературе 40-ых гг. Гоголь – родоначальник «натуральной школы» 1.1.«Натуральная школа» в литературе 40-ых гг. Гоголь – родоначальник «натуральной школы» 1.2. Гоголь и «пушкинское направление» 1.3. Ф.М.Достоевский о Н.В.Гоголе 2.1. Традиция и новаторство в литературном процессе
Исследовательская часть 2. Художественный мир Гоголя и Достоевского 2.1. Традиция и новаторство в литературном процессе 2.2. «Маленький человек» в творчестве Гоголя и Достоевского - «Маленький человек» в русской литературе – зарождение традиции. - «Маленький человек» в русской литературе – зарождение традиции. - «Маленький человек» в повести Н.В.Гоголя «Шинель» и романе Ф.М.Достоевского «Бедные люди». - «Маленький человек» в повести Н.В.Гоголя «Записки сумасшедшего» и петербургской поэме Ф.М.Достоевского «Двойник»
Исследовательская часть 2.3. Образ Петербурга в творчестве Гоголя и Достоевского - Образ Петербурга в русской литературе – зарождение традиций - Образ Петербурга в цикле «Петербургский повестей» Н.В.Гоголя и романах Ф.М.Достоевского «Бедные люди», «Преступление и наказание».
Исследовательская часть 2.4.Национально-религиозная идея в публицистике Гоголя и Достоевского - Национально-религиозная идея в публицистике Н.В.Гоголя. Письмо Белинскому, «Выбранные места из переписки с друзьями» - Национально-религиозная идея в публицистике Ф.М.Достоевского. «Дневник писателя» Заключение Заключение
Традиция - Имя героя «Записки сумасшедшего» Аксентий (от Авксентий) происходит от греческого «увеличиваться», «расти», а Поприщин отсылает к идее карьеры, поприща. Поприщин выскочка, новый дворянин, обязанный своим дворянством службе, своей собственной или своего отца «Двойник» Фамилия Голядкин образована от «голяда, голядка», что, по Далю, значит: голь, нищета Метод образования имен и фамилии героя со скрытым значением
Традиция - Сюжетные узлы повести «Записки сумасшедшего» - «Двойник» Поражение бедного чиновника в неравной борьбе с более богатым, поставленным выше него на иерархической лестнице соперником в борьбе за руку и сердце дочери «его превосходительства» и развивающееся на этой почве безумие героя «Нос» - «Двойник» Столкновение героя со своим фантастическим «двойником»
Традиция - Авторская позиция «Записки сумасшедшего» - «Двойник» Авторская ирония в изображении героя; Авторская ирония в изображении героя; Обнажение писателями скрытой стороны души «маленького человека» - «амбиции» человека- «ветошки»; Обнажение писателями скрытой стороны души «маленького человека» - «амбиции» человека- «ветошки»; Душевное расстройство героя как следствие социальной и нравственной деформации личности, обусловленной ненормальным устройством общественной жизни Душевное расстройство героя как следствие социальной и нравственной деформации личности, обусловленной ненормальным устройством общественной жизни
Новаторство «Записки сумасшедшего» - Предельная типизация - Изображение действительных обстоятельств с социальной точки зрения - В основе сюжета - события жизни бедного петербургского чиновника - Герой важен как представитель определенного общества «Двойник» - Целостное изображение человеческой личности - Изображение действительных обстоятельств с психологической точки зрения - В основе сюжета – «роман сознания» Голядкина - Общество интересно по его влиянию на личность
Выводы Диалектическое взаимодействие традиции и новаторства определяет динамику литературного процесса; Диалектическое взаимодействие традиции и новаторства определяет динамику литературного процесса; Гоголевские традиции в творчестве Достоевского – факт «сквозной творческой преемственности» в литературном процессе; Гоголевские традиции в творчестве Достоевского – факт «сквозной творческой преемственности» в литературном процессе; Гоголь «подготовил площадку» для Достоевского, создал те типы героев, которые на иной психологической основе получили свое развитие в творчестве «ученика»; Гоголь «подготовил площадку» для Достоевского, создал те типы героев, которые на иной психологической основе получили свое развитие в творчестве «ученика»; Гоголь первым взглянул в лицо «душевной черноте» человека, ужаснулся ей и начал борьбу с «чертом» в сердце человеческом, Достоевский в этом следует за Гоголем, но идет в этой борьбе гораздо дальше своего «учителя»; Гоголь первым взглянул в лицо «душевной черноте» человека, ужаснулся ей и начал борьбу с «чертом» в сердце человеческом, Достоевский в этом следует за Гоголем, но идет в этой борьбе гораздо дальше своего «учителя»;
Выводы Достоевский наследует гоголевский жанр открытого диалога с читателем («Выбранные места…»), трансформируя его в «Дневник писателя» Достоевский наследует гоголевский жанр открытого диалога с читателем («Выбранные места…»), трансформируя его в «Дневник писателя» Гоголь завещает Достоевскому проклятые вопросы русской жизни, страхи и ужасы России Гоголь завещает Достоевскому проклятые вопросы русской жизни, страхи и ужасы России Гоголя и Достоевского роднит максимализм, желание решить все вопросы русской и мировой жизни и христианский выбор пути этого решения Гоголя и Достоевского роднит максимализм, желание решить все вопросы русской и мировой жизни и христианский выбор пути этого решения