Тема: Особенности общения в современном мире Раздел II. Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей
Цель урока: Сформировать представление об особенностях современного общения и возможных препятствиях, возникающих в данном процессе.
Эпиграф Коммуникабельность начинается с внимания к людям. Ж. Лабрюйер У Вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление. Дон Аспромонте
План: 1. Особенности общения в современном мире. 2. Уровни общения. 3. Структура общения: коммуникативная; перцептивная; интерактивная стороны.
Задание для работы в группах: 1. Вам предлагается разойтись в экспертные группы (по цвету Вашего жетона) и прочитать учебный текст (приложения 1,2,3,4,5); 2. Обсудите его; 3. Разработайте алгоритм предъявления для членов рабочей группы; Время: 15 мин.
Задание для работы в группах: 4. Вернитесь в рабочие группы и объясните полученную информацию остальным членам группы. 5. Составьте плакат предъявления всей полученной информации остальным группам. Время: 10 мин.
1. Что из перечисленного относится к особенностям современного общения с точки зрения социальной психологии? Особенностями общения в современном мире являются: Преобладание массового и опосредованного общения над непосредственным. Увеличение невербальных средств общения при сокращении вербальных. Преобладание делового стиля общения над межличностным. Увеличение количества вынужденных контактов. Противоречие между формой и средствами общения и его содержанием, глубиной. Снижение значения общения для человека. Увеличение доли квазиобщения в современном мире. (от лат. Quasi – приставка, обозначающая сомнительность, мнимость явления).
2. Соотнесите название уровней общения и их содержание, приведите примеры: Фатический или конвенциональный уровень Информационный уровень Личностный (духовный) уровень Общение с самим собой Взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека. Взаимодействие «реального Я» и «идеального Я» на равных позициях. Обмен репликами для поддержания разговора, общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Обмен интересной для собеседников новой информацией.
Стороны общения КоммуникативнаяПерцептивнаяИнтерактивная Обмен информацией между общающимися индивидами Восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания Организация взаимодействия. Обмен не только знаниями, идеями, но и действиями
Перцептивная сторона общения Соотнесите механизмы социальной перцепции и их определения 3. Рефлексия 1. Каузальная атрибуция 2. Аттракция 5. Идентификация 4. Эмпатия 1.Это эмоциональное вчувствование или сопереживание другому. 2. Это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению. 3. Представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. 4. Это механизм интерпретации причин поступков и чувств другого человека. 5. Это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению.
Перцептивная сторона общения. Выделите положительное и отрицательное воздействие эффектов восприятия на межличностное общение. Эф. первичности или новизны («Первое впечатление») - важность определенного порядка предъявления информации о человеке: первая и последняя информация наиболее значима. Эф. ореола (положительного или отрицательного) - приписывание человеку несуществующих черт в зависимости от полученной информации. Эф. проекции -приписывание собеседнику своих достоинств и недостатков. Эф. стереотипизации - у каждого человека имеются специфические образы – стереотипы. Это чрезмерное обобщение какого-либо явления переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на отношения человека, суждения, способы поведения. В результате стереотипизации у людей формируются. социальные установки (предрасположенность, готовность человека воспринимать что-то определенным образом и действовать тем или иным способом).
Коммуникативная сторона общения. Приведите примеры того, как тот или иной коммуникативный барьер способен нарушить процесс общения между людьми. Коммуникативные барьеры – это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. 1. Барьеры понимания: Фонематическое понимание; Семантические барьеры; Стилистические барьеры; Логические барьеры. 2. Барьеры социально-культурных различий. 3. Барьеры отношения
Интерактивная сторона общения. Приведите примеры общения между людьми, находящимися в разных / одинаковых психологических позициях Система ценностей, передающаяся из поколения в поколение Воспитание детей. «Надо!» Перерабатывает информацию, эффективно взаимодействует с окружающим миром, Контролирует действия Родителя и Ребенка, являясь посредником между ними Объединение «Хочу!» и «Надо!» Источник интуиции, творчества спонтанных побуждений и радости; Детский эгоцентризм «Хочу!» Родитель Взрослый Ребенок
Домашнее задание Составить кроссворд по теме « Общение как социально-психологический феномен» - Кроссворд должен содержать не менее 15 терминов; - Желательно, чтобы были использованы все термины, с которыми познакомились в ходе изучения темы «Общение»; - Оформление: в тетрадях для практических и самостоятельных работ / (листы формата А4)
Литература: 1. Андриенко Е.В. Социальная психология : Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Сластенина. – М.: Издательский центр АКАДЕМИЯ, – 264 с. 2. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: Учебник для студ. учрежд. сред. проф. образования. – М.: Издательский центр ФОРУМ: ИНФРА-М, – 366с. 3. Сухов А.Н.Социальная психология: Учебное пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования. – М.: Издательский центр АКАДЕМИЯ, – 240 с.