РАБОЧАЯ ПРОГРАММА научно-исследовательской работы «Сравнительный анализ уровня физической подготовленности и городских и сельских школьников »
Характер выполнения НИР – прикладная Сроки выполнения НИР: начало: г. окончание: г. Научный руководитель: к.п.н., доцент Командик Т.Д., зав. кафедрой физической культуры и спорта ИнЕУ.
Исполнители НИР: кафедра «Физическая культура и спорт» ИнЕУ при содействии Регионального научно-практического центра физической культуры Павлодарской области.
Цель работы: Оценка уровня физической подготовленности школьников Павлодарской области и анализ его динамики на протяжение школьного периода. Задачи: 1). Изучить исходный уровень физической подготовленности сельских и городских детей перед поступлением в школу; проследить динамику показателей физической подготовленность за первый год обучения в школе (1 класс). 2).Изучить уровень физической подготовленности сельских и городских школьников после окончания младшей ступени образования; проследить динамику показателей физической подготовленность за первый год обучения в средней ступени (5 класс). 3).Изучить уровень физической подготовленности сельских и городских школьников после окончания средней ступени образования; (9 класс). 4).Изучить уровень физической подготовленности сельской и городской молодежи после окончания школы (студенты 1 курса Вуза).
Объект исследования – учащиеся 1, 5 и 9 классов городских и сельских школ Павлодарской области, студенты первого курса ИнЕУ; Методы исследования– тестирование физической подготовленности с помощью гомогенного комплекса тестов, методы математической статистики; Используемое для исследования оборудование – используется стандартный спортивный
Ожидаемые результаты - будут получены научные данные о состоянии физической подготовленности городских и сельских школьников в разрезе требований государственной школьной программы по физической культуре. Это позволит дать косвенную оценку состояния здоровья школьников и разработать методические рекомендации для совершенствования физического воспитания в школах области. Практическая значимость - результаты исследований пополнят банк данных о физической подготовленности школьников Павлодарской области и лягут в основу дальнейших научных исследований
П Р О Г Р А М М А тестирования физической подготовленности учащихся 1-9 классов и студентов 1 курса
1 классУсловия выполненияМесто Бег 30м на время2 попытки (регистрируется лучшая). Бег выполняется с высокого старта по парам в виде эстафеты с раздельным стартом (по типу подвижной игры «Кто быстрее»). На расстоянии 5 метров за финишной линией ставятся ориентиры, чтобы дети добегали до них и не снижали скорость перед линией. (кто быстрее возьмет свой мяч). Принимают тест два преподавателя. Один контролирует старт, другой фиксирует время на финише. Откр. площадка. Бег 200м1 попытка. С высокого старта, на размеченной площадке. Финиш условно отодвигается на 5 метров, чтобы дети не снижали скорость перед линией (кто быстрее добежит до флажка). Принимают тест три преподавателя. Один контролирует очередность финиширования учащихся, второй называет время финиша, третий записывает в хронологическом порядке время финиша. Откр. площадка Прыжок в длину с места 3 попытки (регистрируется лучшая). Ученик становится возле линии, от которой на полу растянута рулетка, делает 1-2 маха руками вперед-назад и с резким взмахом рук вперед выполняет прыжок. Результат засчитывается по месту приземления пяток. Необходимо предварительное обучение и пробные попытки Спорт. зал. Челночный бег 3х10м1 попытка. Отмеряется отрезок 10м. с ярко выраженными линиями старта и финиша. На линии финиша устанавливается кубик. Ученик становится на линию старта. По команде «Марш!» он бежит к линии финиша, берет кубик, быстро бежит к линии старта, ставит не нее кубик, бежит к линии финиша и пересекает ее не останавливаясь. В этот момент секундомер останавливается. Необходимо предварительное обучение. Спорт. зал. Бросок мяча весом 1кг из положения сидя – ноги врозь (ноги прямые) 3 попытки, засчитывается лучшая. Ученик садится на дощечку, положенную прямо на линию отсчета дистанции. Ноги врозь, прямые. Мяч заносится за голову, туловище немного наклоняется назад. С направлением туловища вперед производится бросок. Необходимо предварительное обучение. На расстоянии м учитель может поставить ориентир, чтобы бросок направлялся вверх-вперед. Спорт. зал. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа на гимнастич. скамейке 1 попытка. Учащийся принимает упор, опираясь прямыми руками о край гимнастической скамейки. Плечи над скамейкой. Сгибание рук производится до прямого угла. Корпус не прогибать. Необходимо предварительное обучение. Спорт. зал. Антропометрические показатели: масса тела, рост, ОГК, кист. динамометрия Масса тела и рост измеряются с помощью стационарного оборудования школы, ОГК – сантиметровой лентой (на уровне груди, по нижнему краю лопаток), кистевая динамометрия кистевым динамометром (рука с динамометром отводится в сторону). Спорт. зал.
Программа тестирования учащихся 1 класса Бег 30м на время 2 попытки (регистрируется лучшая). Бег выполняется с высокого старта по парам в виде эстафеты с раздельным стартом (по типу подвижной игры «Кто быстрее»). На расстоянии 5 метров за финишной линией ставятся ориентиры, чтобы дети добегали до них и не снижали скорость перед линией (кто быстрее возьмет свой мяч). Принимают тест два преподавателя. Один контролирует старт, другой фиксирует время на финише. Место проведения – открытая площадка
Бег 200 метров на время 1 попытка. С высокого старта, на размеченной площадке. Финиш условно отодвигается на 5 метров, чтобы дети не снижали скорость перед линией (кто быстрее добежит до флажка). Принимают тест три преподавателя. Один контролирует очередность финиширования учащихся, второй называет время финиша, третий записывает в хронологическом порядке время финиша. Место проведения – открытая площадка
Прыжок в длину с места 3 попытки (регистрируется лучшая). Ученик становится возле линии, от которой на полу растянута рулетка, делает 1-2 маха руками вперед-назад и с резким взмахом рук вперед выполняет прыжок. Результат засчитывается по месту приземления пяток. Необходимо предварительное обучение и пробные попытки Место проведения - спортивный зал.
Челночный бег 3х10м 1 попытка. Отмеряется отрезок 10м. с ярко выраженными линиями старта и финиша. На линии финиша устанавливается кубик. Ученик становится на линию старта. По команде «Марш!» он бежит к линии финиша, берет кубик, быстро бежит к линии старта, ставит не нее кубик, бежит к линии финиша и пересекает ее не останавливаясь. В этот момент секундомер останавливается. Необходимо предварительное обучение. Место проведения - спортивный зал.
Бросок мяча весом 1кг из положения сидя – ноги врозь 3 попытки (засчитывается лучшая). Ученик садится на дощечку, положенную прямо на линию отсчета дистанции. Ноги врозь, прямые. Мяч заносится за голову, туловище немного наклоняется назад. С направлением туловища вперед производится бросок. Необходимо предварительное обучение. На расстоянии м учитель может поставить ориентир (например удерживать гимнастическую палку), чтобы бросок направлялся вверх-вперед. Место проведения - спортивный зал.
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа на гимнастической скамейке 1 попытка. Учащийся принимает упор, опираясь прямыми руками о край гимнастической скамейки. Плечи над скамейкой. Сгибание рук производится до прямого угла. Корпус не прогибать. Необходимо предварительное обучение. Место проведения - спортивный зал.
Антропометрические показатели: масса тела, рост, ОГК (окружность грудной клетки), кистевая динамометрия Масса тела и рост измеряются с помощью стационарного оборудования школы (ростомер, медицинские весы), ОГК – измеряется сантиметровой лентой по нижнему краю лопаток и на уровне груди (у девушек – над грудью). Кистевая динамометрия измеряется кистевым динамометром (рука с динамометром отводится в сторону. Измеряется сила рабочей руки). Становая динамометрия – измеряется становым динамометром (ручка динамометра устанавливается возле колен, стопы стоят на подошве прибора) Место проведения - спортивный зал или медицинский кабинет школы.
5 классУсловия выполненияМесто проведения Бег 60м на время 1 попытка. Выполняется из положения низкого старта Открытая площадка Прыжок в длину с места 3 попытки, засчитывается лучшая (Смотреть программу 1 класса). Спортивный зал Бросок мяча весом 1кг из положения сидя – ноги врозь 3 попытки, засчитывается лучшая (Смотреть программу 1 класса). Спортивный зал. Челночный бег 3х10м 1 попытка (Смотреть программу 1 класса).Спортивный зал Бег на длинную дистанцию: Д м; М м 1 попытка. Выполняется из положения высокого старта на хорошо промеренной дистанции Открытая площадка Подтягивания на высокой перекладине (мальчики) 1 попытка. Выполняется верхним хватом без остановок, без раскачиваний и рывков. Подбородок фиксировать выше перекладины Спортивный зал Подъем туловища из положения лежа на спине, согнув ноги (угол 90 гр.), руки к плечам (девочки) 1 попытка без учета времени, без остановок. Выполняется на гимнастических матах. Стопы фиксированы. Руки от плеч не отрывать Спортивный зал Антропометрические показатели: масса тела, рост, ОГК, кистевая динамометрия Смотреть программу 1 классаСпортивный зал. Мед. кабинет школы
9 класс Студенты 1 курса Условия выполненияМесто проведения Бег 100м на время 1 попытка. Выполняется из положения низкого старта Открытая площадка Прыжок в длину с места Смотреть программу 1 классаСпортивный зал Бросок мяча весом 1кг из положения сидя – ноги врозь Смотреть программу 1 классаСпортивный зал. Челночный бег 3х10м Смотреть программу 1 классаСпортивный зал Бег на длинную дистанцию: Д- 1000м; Ю -2000м 1 попытка. Смотреть программу 5 классаОткрытая площадка Подтягивания на высокой перекладине (юноши) 1 попытка. Смотреть программу 5 классаСпортивный зал Подъем туловища из положения лежа на спине, согнув ноги (угол 90 гр.), руки к плечам (девушки) 1 попытка Смотреть программу 5 классаСпортивный зал Антропометрические показатели: масса тела, рост, ОГК, кистевая динамометрия Масса тела и рост измеряются с помощью стационарного оборудования школы. Смотреть программу 1 класса Спортивный зал. Мед. кабинет школы
Тестирование физической подготовленности проводится в два дня во время уроков физической культуры, после небольшой разминки (7-10 мин), исключающей интенсивные и энергоемкие упражнения. Первый день – скоростные и скоростно-силовые упражнения: - челночный бег, - прыжок в длину с места, -бросок мяча весом 1кг, -бег 30м, 60 или 100м Второй день – силовые упражнения и длинная дистанция: - сгибание-разгибание рук в упоре лежа на гимнастической скамейке, подтягивания на высокой перекладине (юн), подъем туловища (дев), - бег 200, 1000 и 2000м.)
Время преодоления коротких дистанций фиксируется до десятых долей секунды, длинных - в минутах и секундах (но в протоколах выражается в секундах). Этого же порядка необходимо придерживаться при повторном тестировании в конце учебного года. Для более удобной обработки материалов тестирования результаты в беге на 200, 1000 и 2000м выражаются в секундах; результаты в прыжках и бросках мяча - в сантиметрах.
Рекомендуется проводить тестирование с 10 до 12 часов дня, чтобы учащиеся не были утомлены; К тестированию допускаются только учащиеся, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам здоровья; Желательно, чтобы в начале и в конце учебного года каждый норматив принимали одни и те же преподаватели. Для этого их фамилии вносятся в протокол тестирования; Разметка мест тестирования, подготовка инвентаря и оборудования и рабочих протоколов производится заранее.
Тестирование в зале проводится 2-3 специалистами одновременно на 2-3 станциях (При необходимости к тестированию можно привлекать хорошо подготовленных старшеклассников для записи результатов в протоколах (но не для фиксации результатов); Бег на короткие и длинные дистанции проводится на хорошо промеренной площадке. Если бег на длинной дистанции проводится на нестандартных площадках, то промерять дистанцию необходимо на расстоянии 1 метра от внутреннего края площадки.
Протоколы результатов тестирования заполняются на отдельных листах для учащихся разных параллелей классов, для девочек и мальчиков отдельно. Протоколы заверяются учителем физической культуры и директором школы и отсылаются в бумажном и в электронном (но не сканированном) виде в РНПЦФК до 20 октября и после второго замера – до 10 июня текущего учебного года. ПРОТОКОЛЫ, НЕСУЩИЕ НЕОБЪЕКТИВНЫЕ ДАННЫЕ И ОФОРМЛЕННЫЕ НЕПРАВИЛЬНО К РАССЧЕТАМ НЕ ПРИНИМАЮТСЯ.
Образец Протокол 1 тестирования физической подготовленности учащихся 1 класса СОШ ___ г. Павлодара МАЛЬЧИКИ п/п Ф. И. Бег 30 мБег 200мЧелночной бег 3х10 м Прыжок в длину с места Бросок мяча весом 1 кг Сгибание рук в упоре лежа на г/ скамейке Се нт Ма й Сдви г СентМайСдви г Сен т Ма й Сдви г СентМа й Сдви г Сен т Ма й Сдви г СентМа й Сдви г 1 2 Даты первого тестирования: (21-22 сентября 2011г) Даты второго тестирования: (14-15 мая 2012г ) ФИО преподавателей физкультуры (подпись) Директор школы (подпись)
Образец Протокол 2 тестирования физической подготовленности учащихся 1 класса СОШ ___ г. Павлодара ДЕВОЧКИ п/п Ф. И. Бег 30 мБег 200мЧелночной бег 3х10 м Прыжок в длину с места Бросок мяча весом 1 кг Сгибание рук в упоре лежа на г/ скамейке Се нт Ма й Сдви г СентМайСдви г Сен т Ма й Сдви г СентМа й Сдви г Сен т Ма й Сдви г СентМа й Сдви г 1 2 Даты первого тестирования: (21-22 сентября 2011г) Даты второго тестирования: (14-15 мая 2012г ) ФИО преподавателей физкультуры (подпись) Директор школы (подпись)
Контактный телефон (внутренний 217)