Работа с родителями в условиях введения в образовательные учреждения ОРКиСЭ Полякова Н.А.
РЕКОМЕНДАЦИИ для ведения епархиальными отделами по религиозному образованию разъяснительной работы среди родителей школьников по выбору изучения «Основ православной культуры» k-istine.rubase_faith/opk/opk_… k-istine.rubase_faith/opk/opk_… k-istine.rubase_faith/opk/opk_…
Основные вопросы 1. Чем вызвано появление изучения ОПК и в целом религиозных культур в современной российской общеобразовательной школе. 2.Место модуля (предмета) Основы православной культуры в рамках экспериментального «комплексного курса». 3.Свобода выбора изучения ребёнком в школе православной культуры, других религиозных культур, нерелигиозной этики. 4.Правовые основы изучения религиозных культур, религиозного образования и воспитания учащихся на основе религиозных духовно-нравственных традиций в светской школе. 5.Что означает выбор ОПК для учащегося и его родителей, семьи. 6. Роль родителей, семей, граждан в преподавании ОПК в рамках эксперимента и в целом в изучении православной культуры в школах. 7. Можно ли сменить изучаемый вашим ребенком учебный предмет (модуль) и как это сделать? 8. Перспективы преподавания ОПК после завершения федерального эксперимента в 2011 г. и в процессе введения нового стандарта общего образования (ФГОС).
Основные положения по работе с семьей 1. Основные принципы введения в школу той или иной религиозной культуры: добровольность, возможность выбора и многообразие. …«Но никакого обязательного изучения «Основ православной культуры» нет, и не может быть. Выбор системы духовно- нравственных ценностей, к которой приобщается ребенок в школе за семьей, родителями или им самим» (стр.11).
. 2. Обдуманность в выборе предмета (модуля). « Руководствоваться при этом исключительно своими внутренними убеждениями и потребностями, а не возможностями школы, рекомендациями или «советами» учителей, директора, или ещё чем-либо… При этом родители не должны и сами с себя снимать ответственность за выбор, перекладывать его на других». (стр.11).
. 3. Соблюдение законности и такта в процессе ведения ОПК. 4. Роль родителей в наблюдении за качеством преподавания ОПК. Сообщение в епархию о нарушениях. Особая ответственность возлагается на церковные семьи, церковных родителей, которые могут и должны помочь другим родителям из своего класса или своей школы сориентироваться. 5. Ориентация родителей на активную гражданскую позицию как заказчика образовательных услуг в частности заказчика преподавания учебных дисциплин духовно- нравственной, воспитательной направленности.
. 6. Разъяснение родителям значимости выбора основ Православной культуры для развития и воспитания ребенка: систематическое овладение знаниями в этой области; удовлетворение образовательной потребности существенной части граждан, семей в РФ; изучение и приобщение ребёнка к православным христианским нравственным и культурным ценностям, истории, культуре Русской Православной Церкви.
. 7.Активная родительская позиция и самоорганизация родительского коллектива в школах. Взаимодействие епархии с родителями школьников. Обсуждение вопросов, связанных с формированием в каждом ОУ родительского актива из числа родителей школьников, выбравших для своих детей изучение ОПК; с преподаванием ОПК; помощь учителям ОПК в проведении занятий, внеурочных и внешкольных мероприятий; выбор полномочного представителя этой группы для участия в более широких мероприятиях и координации с епархией.
. 8. Оптимальная модель церковно- общественного взаимодействия в процессе апробации комплексного курса: полномочный представитель родителей, выбравших для изучения ОПК в каждой школе, их объединение и координация при кураторстве епархии на всех уровнях (район, регион). введение в состав епархиальной комиссии по ОПК представителей от родителей.
. 9.Расширение преподавания ОПК в рамках существующих возможностей школьной программы. Создание общественного объединения родителей (методического объединения учителей православной культуры). 10.Помощь родителей, родительских объединений учителям в преподавании ОПК в школах в проведении внеурочных занятий и внешкольных мероприятий. 11. Привлечение родителей к разработке Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
Работа с родителями и родительской общественностью в СарИПкиПРО Проведение зональных родительских советов, на которых обсуждаются актуальные проблемы: - ФГОС в действии - Проект модернизации образования. Создание сообщества родителей на сайте кафедры педагогики «Семья и школа: шаг навстречу» openclass.runode/ openclass.runode/165403
. Включение в программы КПК работников образования тем по организации работы с родителями. Проведение областного конкурса программ по работе с семьёй «Мы вместе». Разработка «Примерной программы родительского просвещения о целях и задачах введения стандартов нового поколения». (Министерство образования Саратовской области рекомендовало использовать данную программу при организации информационно-просветительной работы с родителями). Включение проблем, связанных с инновациями в семейном воспитании в тематику НПК «Современное образование: от традиций к инновациям». Проведение НПС «Актуальные проблемы взаимодействия образовательного учреждения и семьи в условиях введения ФГОС: теория и практика» (13 декабря 2011 г. на базе МОУ «ГЭЛ» г. Саратова).