Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одарённых детей мы определяли путём: -опроса учителей; -тестирований; -анализа списков победителей игр, конференций, турниров; -наблюдения и сравнения учебных и внеучебных результатов; -анализа внешкольной деятельности детей и её результативности.
Этапы: 1, 2, 3 классы – учитель начальных классов. I. 4 класс - учитель начальных классов, руководитель программы. II. С 5 класса - учитель – предметник, руководитель программы.
В нашей гимназии одно из главных направлений - создание условий для оптимального развития одарённых детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей и чья одарённость на настоящий момент ещё не проявилась.
В работе с одаренными детьми мы руководствуемся такими принципами, как: -принцип индивидуализации обучения; -принцип свободы выбора дополнительных образовательных услуг; -принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей; -принцип возрастания роли внеурочной деятельности; -принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися; -принцип создания условий для совместной работы учащихся.
Цель работы в начальных классах: создание условий, которые способствовали бы оптимальному развитию одарённых детей.
Задачи работы в начальных классах: 1.Формировать умение учиться как базовую способность саморазвития и самоизменения ( умение выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность). 2.Развивать навыки общения, так как для одарённого ребёнка умение учиться – это способность включаться и инициировать учебное сотрудничество. 3.Развивать общие способности ребёнка как основу всех специальных способностей, так как можно развить природные задатки способностей в определённый благоприятный возрастной период. 4.Развивать интеллект ребёнка (мышления, памяти, речи). 5.Обеспечивать и сохранять эмоциональное благополучие.
Содержание работы с одаренными детьми отражено в: 1.программах спецкурсов «Тайны слов русского языка», «Решение нестандартных задач» 2.специальных программах по русскому языку и математике в рамках индивидуальной программы обучения для одарённых детей 3.развивающей программе «Азбука психологии для младших школьников»
Для одарённых детей главное – обучение не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование.
Методы: метод проблемного обучения, частично-поисковый метод ( на уроке и во внеурочной деятельности).
Формы: 1. Парная работа на уроках. 2.Групповая работа на уроках. 3. Почтовый клуб «Отчего и почему?» 4.Работа группы экспертов (из числа обучающихся в классе, избранных самими учащимися). 5.Работа группы консультантов (из числа обучающихся в классе, избранных самими учащимися). 6. Интеллектуальные конкурсы, марафоны, олимпиады, конференции, фестивали.
Учитель для одарённого ребёнка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.