Реализация концепции модернизации образования в школьной географии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экспериментальная работа учителя географии МОУ СОШ 81 Ревякина Михаила Сергеевича.
Advertisements

Основные направления деятельности линии федеральных учебников линии федеральных учебников профильное образование профильное образование предшкольное обучение.
Основные направления деятельности линии федеральных учебников линии федеральных учебников профильное образование профильное образование предшкольное обучение.
Методические приемы работы с текстом и внетекстовым компонентом учебников географии 9,10 классов Ильина Н.С.
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
Основы построения учебников географии Ким Эльвира Васильевна, Заведующий Методической лабораторией географии МИОО.
УЧЕБНИК – ОРГАНИЗАТОР УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА Душина И.В.
Реализация требований ФГОС в линиях УМК издательства.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения. География 6-11 классы (Примерная программа)
Примерная программа по географии для основной школы.
(из опыта работы учителя географии МОУ «СОШ 12» г.Энгельса Минаевой Виктории Викторовны)
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
О ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Деятельностный подход в процессе обучения географии.
г.. Составитель: учитель географии МОУ «Жигайловская СОШ Корочанского района» Перевалова Т.П уч.год.
География Некоторые вопросы организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов (2003 – 2004 уч. год) Составитель: Крылова О.А., доцент кафедры,
ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА УЧЕНИК Формирование навыков отбора, анализа и синтеза информации УЧЕНИК Формирование навыков отбора,
Что и с какой целью изучают курс «Матереки, океаны, народы и страны»
Особенности изучения географии в условиях апробации УМК «Сферы» Из опыта работы учителя географии МОУ СОШ п.Комсомольский Котельничского района Плехова.
Требования к структуре основной образовательной программы Требования к результатам освоения основной образовательной программы Требования к условиям реализации.
Транксрипт:

Реализация концепции модернизации образования в школьной географии

Роль географии как учебного предмета в новых условиях развития общества изменяется. Вклад географии в развитие личности уникален! География - это способ рассмотрения мира. Географическая культура - часть общей культуры человека. География - один из старейших и традиционных предметов российской школы, ее стали преподавать на рубеже веков.

Новая концепция предмета «география» была разработана и опубликована в ГШ, 2000 г., N 2

Основные идеи концепции школьная география должна соответствовать современному этапу развития общества; - новому социальному заказу школе; - современным достижениям географической науки, дидактике и методике преподавания географии;

Период модернизации длится уже более десяти лет и характеризуется принятием Стандарта образования, введением ЕГЭ, изменением целей, структуры и содержания, средств и методов обучения Главная задача образования - обеспечение качества на основе сохранения его фундаментальности и соответствия потребностям личности, общества и государства.

Современная школьная география - особая дидактическая конструкция научного знания Каковы же успехи и потери нашего предмета в период модернизации? Место в учебном плане - потери в часах. Структура предмета (варианты) В 5 кл. -»Как люди изучали Землю и создавали карту» Землеведение, страноведение, отечествоведение; география мира

Цели школьной географии Цели обучения - это система ценностей, общий ориентир для конструирования содержания предмета. Стратегическая цель - формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире.

Цели имеют три уровня Отражающие вклад предмета в формирование научной картины мира Отражающие приобретение школьниками знаний и умений Отражающие возможности географии в воспитании и развитии учащихся

Структура и содержание предмета В основной школе сохранены основы научных знаний при усилении страноведческо-информационного аспекта. В профильной школе - внимание к фундаментальным географическим знаниям и методам географии.

Школьная география - единый предмет Происходит переход от раздельного изучения физической и социально- экономической географии к интегрированному курсу. Это означает, что покомпонентный подход заменен комплексным, страноведческим подходом.

Обновление содержания -это Усиление гуманизации географии; экологизации и экономизации предмета; особое внимание к практической направленности; В требованиях к результатам обучения особое внимание обращено на умения приобретать и использовать знания.

Школьная география и географическая наука Обновление содержания на основе комплексного подхода согласуется с развитием современной географии, которая стремится к интеграции своих двух ветвей и ставит в центр своих исследований фундаментальные законы пространственной организации ГО, взаимодействие природы и общества.

Изменения в средствах и методах Многие средства обучения переведены на электронные носители, они расширяют возможности в организации познавательной деятельности уч-ся. Методы обучения перешли в категорию педагогических технологий, что требует соотнесения целей урока с оценкой результатов обучения. Введение ЕГЭ по географии.

Негативные стороны модернизации образования Вариативность образования привела к созданию нескольких программ и множества учебников. Усиление комплексного страноведения может привести к снижению научного уровня предмета, основы науки заменяются описательным подходом. Возможность показать на экране большую часть содержания предмета ограничивает практическую деятельность уч-ся в окружающей среде.

Переход на новые технологии происходит медленно, мало применяются практические методы обучения, главное в которых - деятельность школьников. Много проблем связано с выбором учебника географии. По отдельным курсам издано более 10 (начальный курс)

Учебник географии 7 кл. Материки, океаны, народы и страны (Страноведение ) под общей редакцией чл.корр. РАО, д.г.н. В.П.Дронова

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ 2007 Авторы – к.п.н. И.В. Душина, к.г.н. Т.Л. Смоктунович. Рецензент – д.г.н., проф. А.А. Лукашов

Основные идеи учебника В учебнике реализуется новая концепция содержания географического образования - переход от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегрированному курсу, т.е. переход от покомпонентного изучения территории к комплексному.

Формирование географической картины мира Понимание целостности окружающего мира; Умение мыслить комплексно; Формирование картографической грамотности. В учебнике реализуются элементы этой культуры: Сохранена научная основа содержания. Усилена связь с предшествующим курсом начальной географии.

Проведено перераспределение учебного материала между общеземлеведческим и страноведческим содержанием курса. Усилена страноведческая составляющая, что привело к изменению структуры. Реализован историко-географический подход (рассматривается изменение рельефа, климата и других компонентов природы во времени).

Культурообразующая, гуманистическая функция реализована посредством внимания к человеку, влиянию на него природы и влиянию человека на природную среду (введено понятие «географическая среда»)

Школьники должны научиться использовать различные источники географической информации, в том числе Интернет. Учащиеся знакомятся с объектами природного и культурного наследия человечества (список объектов ЮНЕСКО).

Все компоненты обязательного минимума содержания Стандарта нашли отражение в учебнике: Источники географической информации, Природа Земли и человек, Материки, океаны, народы и страны Природопользование и геоэкология.

Учебник знакомит школьников со всем многообразием жизни на Земле!!!

Посредством вопросов и заданий учебник способствует формированию практических умений и ключевых компетенций.

Структура учебника Введение - 1 ч. Раздел I. Современный облик планеты Земля - 6 ч. Геологическая история Земли Освоение Земли человеком

Раздел II. Главные особенности природы Земли-16 ч. Рельеф. Климаты Земли. Вода на Земле. Природные зоны. Самые крупные природные комплексы Земли - материки и океаны.

Раздел III. Континенты и страны - 36 ч. Африка (2-4 ч.) Австралия и Океания (3ч.) Южная Америка (2-3 ч.) Антарктида (1 ч.) Северная Америка(1-3 ч.) Евразия (1-16)

Раздел IV. Природа Земли и человек - 3 ч. Приложения (планы, список терминов и понятий. Список книг для чтения). Итого: 62 ч. Резерв времени- 8 или 6 ч.

Общеземлеведческая составляющая учебника Знания о ГО, компонентах природы материков. Понятия ( примерно 14-15), связи, закономерности. Зональность рассматривается при изучении климата, питания и режима рек материков, природных зон.

Помещены схемы природных комплексов Сахары, Амазонии, Большого Барьерного рифа, Антарктиды, прерий Северной Америки.

Природа материков как самых крупных ПК рассматривается на протяжении нескольких этапов. Природа крупных регионов материков и стран Особенности природы материков Природа южных и северных материков Особенности природы Земли в целом

Страноведческая составляющая учебника В теме «Освоение Земли человеком» В параграфах II раздела В разделе III из 36 ч. на страноведческие знания приходится 28 ч. I II III

Страны изучаются в составе регионов или отдельно рассматривается одна страна. Всего школьникам предлагается познакомиться с 50-ю странами, в назывном порядке упоминается их чуть больше (например, в составе региона Центральной Азии кратко описано 5 стран).

Структурные компоненты Основной текст: Понятия, связи, закономерности. Например в параграфе 4: природно-территориальный комплекс аквальный комплекс природная зона широтная зональность высотная поясность

Пояснительный текст Описания географических объектов, процессов.

Дополнительный текст Этот текст помещен на цветных подложках и содержит интересные факты этнокультуроного, геоэкологического содержания.

Внетекстовые компоненты Аппарат организации усвоения -это система вопросов и заданий: Перед текстом на актуализацию знаний (около 220) После текста параграфов (примерно – 330) Специальных обобщающих заданий (около 70) Задания в тексте. Итого более 700

Иллюстрации учебника (всего более 450) Карты и картосхемы на форзацах и в тексте дополняют, поясняют текст, содержат новые знания, отсутствующие в тексте. Карт в учебнике более 30

Фото природных комплексов (137), антропогенных ПК (208), портретов-9, изображений людей- 22

Схем (72)

Аппарат ориентировки Это шрифты, сигналы,символы Текст параграфа разделен на части, каждая часть выделена шрифтом. Вопросы в тексте выделены курсивом. Каждый параграф завершается краткими выводами. В конце каждого раздела помещены рекомендации к применению Интернет- ресурсов.

Практическая направленность.. Практические работы - составная часть содержания школьной географии. При их выполнении применяются методы географии:картографич еский, сравнительный, описательный и др. Установите соответствие диаграммы осадков климатическому поясу

Практическая деятельность обеспечена: а) заданиями учебника; б)учебными тетрадями; в) практикумами; г) заданиями к контурным картам Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ школьников для достижения практических результатов. (ГШ, г.,с.67).

В программе стало больше работ страноведческого характера, культурологического содержания (миграции людей, адаптация, виды хозяйственной деятельности, анализ планов больших городов и др.)

Как изучать страны Формирование образа страны Наложение карт (физической, климатической и других с политической) Комплексный подход при характеристике страны Особое внимание к рассмотрению населения. Население это главное звено в системе взаимодействия между природой и хозяйством.

Как изучать страны? Страноведение интегрирует знания из многих наук, использует комплексный подход, изучает территорию как целое. Важнейшая функция географии - выработка представлений о единстве человечества, разнообразии стран и населяющих их народах (В.М.Котляков)

Критерии отбора стран Величина территории и населения Особенности ГП Характер общественного строя Историко-географические особенности Особенности природы и ресурсов Население и хозяйственная деятельность Новые события в природе и хозяйстве Вклад в мировую цивилизацию.

Формирование образа страны Образ - устойчивое пространственное представление, символ, компактные модели определенного географического пространства. (Я.Г. Машбиц, Н.С. Мироненко, Д.Н. Замятин) Географический образ -совокупность ярких символов, ключевых представлений реального пространства.

Образ отражает уникальное, особенное, индивидуальное. Он не может быть абстрактным, оторванным от территории Формирование образа страны повышает интерес к предмету, отражает личные интересы школьника. Образ - это рисунки, стихи, рассказы, «письма» из страны и др.

Приемы изучения стран При рассмотрении общих особенностей природы Земли и материков упоминать названия страны, их ГП При изучении компонентов природы материков проводить наложение политической карты на тематические. Составлять комплексные описания и характеристики стран с привлечением различных источников информации.

Изучайте мир в его многообразии!!!