Примерная программа среднего (полного) общего образования по физической культуре (профильный уровень)
Пояснительная записка Назначение программы Разработана на основе Государственного стандарта общего среднего образования и нацеливает на более полную и качественную подготовку учащихся к собственно соревновательной деятельности, поступлению в профессиональные образовательные учреждения, в которых требуется высокий уровень физической подготовленности.
Структура программы Примерная программа состоит из: Пояснительной записки, Пояснительной записки, Основного содержания Основного содержания Требований к уровню подготовки учащихся. Требований к уровню подготовки учащихся.
Общая характеристика учебного предмета учебный предмет «физическая культура» структурируется по трем основным разделам: знания (информационный компонент деятельности), физическое совершенствование (мотивационно- процессуальный компонент деятельности) и способы деятельности (операциональный компонент деятельности). учебный предмет «физическая культура» структурируется по трем основным разделам: знания (информационный компонент деятельности), физическое совершенствование (мотивационно- процессуальный компонент деятельности) и способы деятельности (операциональный компонент деятельности).
Основное содержание (280 ч) Физкультурно-оздоровительная деятельность (86 ч) Знания о физкультурно- оздоровительной деятельности (6 ч) Знания о физкультурно- оздоровительной деятельности (6 ч) Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью (74 ч) Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью (74 ч) Способы физкультурно- оздоровительной деятельности (6 ч) Способы физкультурно- оздоровительной деятельности (6 ч)
Три содержательных линии: физкультурно-оздоровительная деятельность, физкультурно-оздоровительная деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность с прикладно- ориентированной подготовкой спортивно-оздоровительная деятельность с прикладно- ориентированной подготовкой введение в профессиональную деятельность специалиста физической культуры. введение в профессиональную деятельность специалиста физической культуры.
«Физкультурно-оздоровительная деятельность» «Знания о физкультурно- оздоровительной деятельности» «Знания о физкультурно- оздоровительной деятельности» «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» «Способы физкультурно- оздоровительной деятельности» «Способы физкультурно- оздоровительной деятельности»
«Знания о физкультурно- оздоровительной деятельности» сведения о роли занятий физической культурой в предупреждении раннего старения организма человека, сведения о роли занятий физической культурой в предупреждении раннего старения организма человека, способы и средства профилактики профессиональных заболеваний, возникающих в процессе трудовой деятельности. способы и средства профилактики профессиональных заболеваний, возникающих в процессе трудовой деятельности. знания об оздоровительных системах физического воспитания, средствах и формах активного восстановления и повышения работоспособности человека знания об оздоровительных системах физического воспитания, средствах и формах активного восстановления и повышения работоспособности человека
«Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» укрепление индивидуального здоровья учащихся, укрепление индивидуального здоровья учащихся, повышение функциональных возможностей основных систем их организма. повышение функциональных возможностей основных систем их организма. Включает в себя комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, формировании индивидуального типа телосложения, культуры движений. формировании индивидуального типа телосложения, культуры движений.
«Способы физкультурно- оздоровительной деятельности» способы самостоятельной организации и проведения оздоровительных форм занятий физической культурой, способы самостоятельной организации и проведения оздоровительных форм занятий физической культурой, приемы наблюдения за показателями собственного здоровья и работоспособности, приемы наблюдения за показателями собственного здоровья и работоспособности, индивидуальный контроль и регулирование физических нагрузок на занятиях физическими упражнениями индивидуальный контроль и регулирование физических нагрузок на занятиях физическими упражнениями
«Спортивно-оздоровительная деятельность с прикладно- ориентированной физической подготовкой» «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности с прикладно-ориентированной физической подготовкой» «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности с прикладно-ориентированной физической подготовкой» «Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной и прикладно- ориентированной физической подготовкой» «Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной и прикладно- ориентированной физической подготовкой» «Способы физкультурно-спортивной деятельности с прикладно-ориентированной физической подготовкой» «Способы физкультурно-спортивной деятельности с прикладно-ориентированной физической подготовкой»
«Знания о спортивно-оздоровительной деятельности с прикладно- ориентированной физической подготовкой» сведения об основах самостоятельной подготовки учащихся к соревновательной деятельности, понятия тренировочного процесса и тренировочного занятия, общие представления о прикладно- ориентированной физической подготовке и ее связи со спортивно- оздоровительной деятельностью
«Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной и прикладно- ориентированной физической подготовкой» учебное содержание, ориентированное на повышение физической и технической подготовленности учащихся по одному из базовых видов спорта, физические упражнения и комплексы, нацеленные на физическую подготовку учащихся к предстоящей жизнедеятельности. Отличительная особенность предоставление возможности учащимся осуществлять углубленную подготовку по одному из базовых видов спорта. Определение вида спорта устанавливается решением педагогического Совета образовательного учреждения,
«Способы физкультурно-спортивной деятельности с прикладно-ориентированной физической подготовкой» практические умения, необходимые и достаточные для организации и проведения самостоятельных оздоровительных тренировок в режиме спортивной подготовки. практические умения, необходимые и достаточные для организации и проведения самостоятельных оздоровительных тренировок в режиме спортивной подготовки.
«Введение в основы профессиональной деятельности специалиста физической культуры» «Знания о профессионально- педагогической деятельности» «Знания о профессионально- педагогической деятельности» «Практико-ориентированная педагогическая подготовка» «Практико-ориентированная педагогическая подготовка» «Физическая подготовка» «Физическая подготовка»
«Введение в основы профессиональной деятельности специалиста физической культуры» ориентирует образовательный процесс на развитие интереса к педагогической деятельности в области физической культуры и спорта и достаточно качественную подготовку для поступления в высшие профессиональные образовательные учреждения, при поступлении в которые требуется хорошая физическая и двигательная подготовленность ориентирует образовательный процесс на развитие интереса к педагогической деятельности в области физической культуры и спорта и достаточно качественную подготовку для поступления в высшие профессиональные образовательные учреждения, при поступлении в которые требуется хорошая физическая и двигательная подготовленность
«Знания о профессионально- педагогической деятельности» общие сведения о видах и формах педагогической деятельности специалиста физической культуры, краткая характеристика особенностей образовательного процесса в высших образовательных учреждениях. В рамках требований к поступающим в эти учреждения в настоящем разделе раскрываются основные понятия педагогики физической культуры общие сведения о видах и формах педагогической деятельности специалиста физической культуры, краткая характеристика особенностей образовательного процесса в высших образовательных учреждениях. В рамках требований к поступающим в эти учреждения в настоящем разделе раскрываются основные понятия педагогики физической культуры
«Практико-ориентированная педагогическая подготовка» перечень отдельных педагогических умений по самостоятельной организации и проведению занятий физическими упражнениями с учащимися начальной школы.. перечень отдельных педагогических умений по самостоятельной организации и проведению занятий физическими упражнениями с учащимися начальной школы..
«Физическая подготовка» физические упражнения, необходимые для успешной сдачи вступительных экзаменов по физической подготовке физические упражнения, необходимые для успешной сдачи вступительных экзаменов по физической подготовке
Основная цель формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Содержанием ориентируется на достижение следующих целей: развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, совершенствование технико-тактических действий в избранном виде спорта; развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, совершенствование технико-тактических действий в избранном виде спорта; воспитание бережного отношения к собственному здоровью, развитие интереса к профессиональной деятельности специалиста физической культуры; воспитание бережного отношения к собственному здоровью, развитие интереса к профессиональной деятельности специалиста физической культуры; овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания и прикладной физической подготовки; овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания и прикладной физической подготовки;
освоение простейших педагогических умений в организации и проведении занятий физическими упражнениями (на примере с учащимися младшего школьного возраста); освоение простейших педагогических умений в организации и проведении занятий физическими упражнениями (на примере с учащимися младшего школьного возраста); освоение знаний о физической культуре; о ее связи с физическим воспитанием и спортивной подготовкой, о ее роли в формировании здорового образа жизни и сохранении творческого долголетия; освоение знаний о физической культуре; о ее связи с физическим воспитанием и спортивной подготовкой, о ее роли в формировании здорового образа жизни и сохранении творческого долголетия; формирование компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивно- оздоровительной деятельности, творческого опыта в индивидуальных и коллективных формах занятий физическими упражнениями. формирование компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивно- оздоровительной деятельности, творческого опыта в индивидуальных и коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений 280 часов для обязательного изучения учебного предмета «Физическая культура» из расчета 4 часов в неделю в 10-м и 11-м классах. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений 280 часов для обязательного изучения учебного предмета «Физическая культура» из расчета 4 часов в неделю в 10-м и 11-м классах. Предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 32 учебных часов (или 11,4%), Предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 32 учебных часов (или 11,4%),
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности В познавательной деятельности: определение существенных характеристик изучаемого объекта; определение существенных характеристик изучаемого объекта; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; формулирование полученных результатов. формулирование полученных результатов..
В информационно-коммуникативной деятельности: поиск нужной информации по заданной теме; поиск нужной информации по заданной теме; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога
В рефлексивной деятельности: понимание ценности образования как средства развития культуры личности; понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; владение навыками организации и участия в коллективной деятельности. владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.
Основное содержание (280 ч) Физкультурно-оздоровительная деятельность (86 ч) Физкультурно-оздоровительная деятельность (86 ч) Знания о физкультурно- оздоровительной деятельности (6 ч) Знания о физкультурно- оздоровительной деятельности (6 ч) Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью (74 ч) Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью (74 ч) Способы физкультурно- оздоровительной деятельности (6 ч) Способы физкультурно- оздоровительной деятельности (6 ч)
Знания о физкультурно- оздоровительной деятельности (6 ч) Предупреждение раннего старения и сохранение творческой активности человека средствами физической культуры. Общие представления о современных оздоровительных системах физического воспитания (ритмическая гимнастика, аэробика, атлетическая гимнастика) Предупреждение раннего старения и сохранение творческой активности человека средствами физической культуры. Общие представления о современных оздоровительных системах физического воспитания (ритмическая гимнастика, аэробика, атлетическая гимнастика) Влияние регулярных занятий физическими упражнениями родителей на состояние здоровья их будущих детей Влияние регулярных занятий физическими упражнениями родителей на состояние здоровья их будущих детей Физическая культура в организации трудовой деятельности человека, основные причины возникновения профессиональных заболеваний и их профилактика оздоровительными занятиями физической культурой (гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью, простейшие сеансы релаксации и самомассажа, банных процедур). Физическая культура в организации трудовой деятельности человека, основные причины возникновения профессиональных заболеваний и их профилактика оздоровительными занятиями физической культурой (гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью, простейшие сеансы релаксации и самомассажа, банных процедур).
Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью (74 ч) Атлетическая гимнастика (юноши): комплексы упражнений на общее и избирательное развитие силы мышц, «подтягивание» отстающих в своем развитии физических качеств; комплексы упражнений на формирование гармоничного телосложения (упражнения локального воздействия по анатомическим признакам); комплексы упражнений на развитие рельефа мышц плеча, груди, спины, бедра, брюшного пресса. Атлетическая гимнастика (юноши): комплексы упражнений на общее и избирательное развитие силы мышц, «подтягивание» отстающих в своем развитии физических качеств; комплексы упражнений на формирование гармоничного телосложения (упражнения локального воздействия по анатомическим признакам); комплексы упражнений на развитие рельефа мышц плеча, груди, спины, бедра, брюшного пресса.
Ритмическая гимнастика (девушки): стилизованные комплексы общеразвивающих упражнений на формирование точности и координации движений; танцевальные упражнения (приставной шаг; переменный шаг; шаг галопа, польки и вальса); танцевальные движения из народных (каблучный шаг, тройной притоп, дробный шаг, русский переменный шаг) и современных танцев; упражнения художественной гимнастики с мячом (броски и ловля мяча, отбивы мяча, перекаты мяча, выкруты мяча), со скакалкой (махи и круги скакалкой, прыжки, переводы скакалки, броски скакалки), с обручем (хваты, повороты, вращения, броски, прыжки, маховые движения, перекаты). Ритмическая гимнастика (девушки): стилизованные комплексы общеразвивающих упражнений на формирование точности и координации движений; танцевальные упражнения (приставной шаг; переменный шаг; шаг галопа, польки и вальса); танцевальные движения из народных (каблучный шаг, тройной притоп, дробный шаг, русский переменный шаг) и современных танцев; упражнения художественной гимнастики с мячом (броски и ловля мяча, отбивы мяча, перекаты мяча, выкруты мяча), со скакалкой (махи и круги скакалкой, прыжки, переводы скакалки, броски скакалки), с обручем (хваты, повороты, вращения, броски, прыжки, маховые движения, перекаты).
Способы физкультурно- оздоровительной деятельности (6 ч) Планирование содержания и физической нагрузки на индивидуальных оздоровительных занятиях, распределение их в режиме дня и недели. Планирование содержания и физической нагрузки на индивидуальных оздоровительных занятиях, распределение их в режиме дня и недели. Наблюдения за индивидуальным здоровьем,физической работоспособностью, умственной работоспособностью Наблюдения за индивидуальным здоровьем,физической работоспособностью, умственной работоспособностью Ведение дневника самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, состоянием здоровья и работоспособностью. Ведение дневника самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, состоянием здоровья и работоспособностью.
Спортивно-оздоровительная деятельность с прикладно- ориентированной физической подготовкой (118 ч) Знания о спортивно-оздоровительной деятельности с прикладно- ориентированной физической подготовкой (4 ч) Знания о спортивно-оздоровительной деятельности с прикладно- ориентированной физической подготовкой (4 ч) Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной и прикладно- ориентированной направленностью (110 ч) Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной и прикладно- ориентированной направленностью (110 ч) Способы спортивно-оздоровительной деятельности (4 ч) Способы спортивно-оздоровительной деятельности (4 ч)
Знания о спортивно-оздоровительной деятельности с прикладно-ориентированной физической подготовкой (4 ч) Общие представления о самостоятельной подготовке к соревновательной деятельности, понятие физической, технической и психологической подготовки. Общие представления об индивидуализации содержания и направленности тренировочных занятий (по избранному виду спорта), способы совершенствования техники в соревновательных упражнениях и повышения физической нагрузки (понятие режимов и динамики нагрузки). Особенности распределения тренировочных занятий в режиме дня и недели. Общие представления о самостоятельной подготовке к соревновательной деятельности, понятие физической, технической и психологической подготовки. Общие представления об индивидуализации содержания и направленности тренировочных занятий (по избранному виду спорта), способы совершенствования техники в соревновательных упражнениях и повышения физической нагрузки (понятие режимов и динамики нагрузки). Особенности распределения тренировочных занятий в режиме дня и недели.
Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной и прикладно- ориентированной направленностью (110 ч) Гимнастика с основами акробатики. Гимнастика с основами акробатики. Совершенствование техники в соревновательных упражнениях и индивидуально подобранных спортивных комбинациях (на материале основной школы). Прикладные упражнения на гимнастических снарядах с грузом на плечах (юноши): ходьба по гимнастическому бревну с поворотами и с расхождением; передвижение в висе на руках по горизонтально натянутому канату и в висе на руках с захватом каната ногами; лазанье по гимнастическому канату и гимнастической стенке, опорные прыжки через препятствия. Строевые команды и приемы (юноши). Совершенствование техники в соревновательных упражнениях и индивидуально подобранных спортивных комбинациях (на материале основной школы). Прикладные упражнения на гимнастических снарядах с грузом на плечах (юноши): ходьба по гимнастическому бревну с поворотами и с расхождением; передвижение в висе на руках по горизонтально натянутому канату и в висе на руках с захватом каната ногами; лазанье по гимнастическому канату и гимнастической стенке, опорные прыжки через препятствия. Строевые команды и приемы (юноши).
Способы спортивно- оздоровительной деятельности (4 ч) Технология разработки план-конспектов тренировочных занятий, планирование содержания и динамики физической нагрузки в системе индивидуальной прикладно- ориентированной и спортивной подготовки (по избранному виду спорта). Технология разработки план-конспектов тренировочных занятий, планирование содержания и динамики физической нагрузки в системе индивидуальной прикладно- ориентированной и спортивной подготовки (по избранному виду спорта). Контроль режимов физической нагрузки,их регулирование во время индивидуальных тренировочных занятий. Контроль режимов физической нагрузки,их регулирование во время индивидуальных тренировочных занятий. Тестирование специальных физических качеств (в соответствии с избранным видом спорта). Тестирование специальных физических качеств (в соответствии с избранным видом спорта).
Введение в основы профессиональной деятельности специалиста физической культуры (44 ч) Знания о профессионально- педагогической деятельности (6 ч) Знания о профессионально- педагогической деятельности (6 ч) Практико-ориентированная подготовка с учащимися начальной школы (10 ч) Практико-ориентированная подготовка с учащимися начальной школы (10 ч) Физическая подготовка (28 ч) Физическая подготовка (28 ч)
Знания о профессионально- педагогической деятельности (6 ч) Общие представления об основных видах и формах деятельности специалиста по физической культуре, его квалификационной характеристики. Предметно-содержательные основы подготовки специалиста в высших образовательных учреждениях по специальностям и специализациям. Основы педагогической этики и культуры общения в процессе учебных занятий и соревновательной деятельности Общие представления об основных видах и формах деятельности специалиста по физической культуре, его квалификационной характеристики. Предметно-содержательные основы подготовки специалиста в высших образовательных учреждениях по специальностям и специализациям. Основы педагогической этики и культуры общения в процессе учебных занятий и соревновательной деятельности Основные понятия педагогики физической культуры: физическая культура, физическое воспитание, спорт, спортивная подготовка, система физического воспитания в школе. Основные понятия педагогики физической культуры: физическая культура, физическое воспитание, спорт, спортивная подготовка, система физического воспитания в школе.
Практико-ориентированная подготовка с учащимися начальной школы (10 ч) Проведение оздоровительных занятий физическими упражнениями на «подвижных переменах» и во время прогулок в группе продленного дня. Проведение подготовительной, основной и заключительной части уроков, обучение простейшим физическим упражнениям (в качестве помощника учителя). Проведение бесед по тематике физической культуры. Контроль за физическими нагрузками во время уроков физической культуры. Тестирование физических качеств. Организация и судейство массовых спортивных соревнований по избранному виду спорта. Проведение оздоровительных занятий физическими упражнениями на «подвижных переменах» и во время прогулок в группе продленного дня. Проведение подготовительной, основной и заключительной части уроков, обучение простейшим физическим упражнениям (в качестве помощника учителя). Проведение бесед по тематике физической культуры. Контроль за физическими нагрузками во время уроков физической культуры. Тестирование физических качеств. Организация и судейство массовых спортивных соревнований по избранному виду спорта.
Физическая подготовка (28 ч) Совершенствование техники тестовых упражнений и развитие физических качеств в рамках требований вступительных экзаменов в профессиональные образовательные учреждения. Совершенствование техники тестовых упражнений и развитие физических качеств в рамках требований вступительных экзаменов в профессиональные образовательные учреждения.
Требования к уровню подготовки выпускников Знать/понимать: влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и увеличение продолжительности жизни; влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и увеличение продолжительности жизни; формы занятий физической культурой, их целевое назначение и особенности проведения; формы занятий физической культурой, их целевое назначение и особенности проведения; требования безопасности на занятиях физической культурой; требования безопасности на занятиях физической культурой; способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности; способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;
Уметь: планировать и проводить индивидуальные занятия физическими упражнениями различной целевой направленности; планировать и проводить индивидуальные занятия физическими упражнениями различной целевой направленности; выполнять индивидуально подобранные композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы атлетической гимнастики; выполнять индивидуально подобранные композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы атлетической гимнастики; преодолевать полосы препятствий с использованием разнообразных способов передвижения; преодолевать полосы препятствий с использованием разнообразных способов передвижения; выполнять приемы самообороны, страховки и самостраховки; выполнять приемы самообороны, страховки и самостраховки; комплексы упражнений общей и специальной физической подготовки; комплексы упражнений общей и специальной физической подготовки; соревновательные упражнения и технико- тактические действия в избранном виде спорта; соревновательные упражнения и технико- тактические действия в избранном виде спорта;
осуществлять судейство в избранном виде спорта; осуществлять судейство в избранном виде спорта; проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, фрагменты уроков физической культуры (в роли помощника учителя); проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, фрагменты уроков физической культуры (в роли помощника учителя); выполнять простейшие приемы самомассажа; выполнять простейшие приемы самомассажа; оказывать первую доврачебную помощь при травмах; оказывать первую доврачебную помощь при травмах; выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые вступительными экзаменами в профильные образовательные учреждения выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые вступительными экзаменами в профильные образовательные учреждения
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья; повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья; подготовки к службе в Вооруженных силах Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, МЧС России; подготовки к службе в Вооруженных силах Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, МЧС России; организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях