Рекомендации к составлению программ элективных курсов
Правила оформления программ Программа элективного курса должна включать следующие структурные элементы: титульный лист Пояснительная записка Учебно – тематический тематический план Содержание изучаемого курса курса Методические рекомендациирекомендации Литература
Наименование Образовательного учреждения Для какого класса программа Ф.И.О., должность автора программы Город, год разработки программы Где, когда и кем утверждена программа Название элективного курса Титульный лист включает:
Пояснительная записка включает компоненты : аннотация, аргументированное обоснование необходимости введения данного курса в школе; Указание на место и роль курса в профильном обучении. Важно показать, каково место курса в соотношении с общеобразовательными и с базовыми профильными предметами: какие межпредметные связи реализуются, какие умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения.
А также: цель и задачи элективного курса. Для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет: учащихся, учителей, школьного сообщества, общества; что необходимо для достижения цели. Сроки реализации программы; Основные принципы отбора и структурирования материала для авторских программ.
И обязательно: Методы, формы обучения, режим занятий ( результат изучения элективного курса – это ответ на вопрос: какие знания, умения, навыки, необходимые для построения индивидуальной образовательной программы в школе и успешной профессиональной карьеры по её окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения); Предполагаемые результаты; Инструментарий для оценивания результатов.
Учебно-тематический план Перечень разделов, Перечень разделов, Перечень тем, Перечень тем, Количество часов на изучение каждой темы, Количество часов на изучение каждой темы, Вид занятий. Вид занятий.
Содержание изучаемого курса Перечень тем Их реферативное описание
Методические рекомендации включают: Описание приёмов и средств организации учебно- воспитательного процесса, форм проведения занятий; Дидактические материалы.
Литература включает: Список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения курса как для учителя, так и для учащихся.
Критерии оценки программы элективного курса
1. Степень новизны для учащихся Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах
2. Мотивирующий потенциал программы: Программа имеет содержание, вызывающее интерес у учащихся.
3. Развивающий потенциал программы: Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, предполагает широкое использование методов активного обучения.
4. Полнота и завершённость содержательных линий программы в соответствии с поставленными целями
5. Связность и систематичность изложенного материала: Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; прослеживаются связи между частными и общими знаниями. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; прослеживаются связи между частными и общими знаниями.
6. Методы обучения: Программа основывается преимущественно на методах активного обучения ( проектных, исследовательских, игровых и т.д.)
7. Степень контролируемости: В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости.
8.Реалистичность с точки зрения ресурсов: Программа реалистична с точки зрения использования учебно- методических и материально- технических средств, кадровых возможностей школы.
9. Формальная структура программы: Наличие в программе необходимых разделов: пояснительной записки (с обязательным целеполаганием), основного( тематического) содержания, ожидаемых результатов обучения, списка литературы.
Желаем творческих успехов в обучении учащихся на Ваших элективных курсах!