Организация учебно- воспитательного процесса в 5-х классах ГУ «Общеобразовательная средняя школа 11»
И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.
ПОНЯТИЕ АДАПТАЦИИ ВОЗНИКЛО ОТ ЛАТИНСКОГО СЛОВА ADAPTO – ПРИСПОСОБЛЯЮ
Социальная адаптация – приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности, который включает в себя и принятие индивидом социальной роли.
Социальная адаптация включает: Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя Успешное общение и адекватные отношения с окружающими Способность труду, обучению и организации досуга и отдыха Способность к самообслуживанию и самоорганизации Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями
Пятиклассники – ученики совершенно особенные. Во многом - по духу своему, интересам, манере поведения - они близки ученикам начальной школы. «Идейно» же, а также по своему объективному статусу стремятся присоединиться к старшеклассникам.
ПРИ ПЕРЕХОДЕ ДЕТЕЙ ИЗ ОДНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В ДРУГУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ У МНОГИХ СНИЖАЕТСЯ ИНТЕРЕС К УЧЕБЕ ТЕРЯЕТСЯ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ДЕТЬМИ СТАНОВЯТСЯ БОЛЕЕ НАПРЯЖЕННЫМИ, КОНФЛИКТНЫМИ, А ОНИ САМИ - ТРЕВОЖНЫМИ
Я-УЧЕНИК ВПОЛНЕ ОСМЫСЛЕННОЕ ИДЕАЛЬНОЕ Я С МЫСЛЯЩЕЙ ПАМЯТЬЮ И ДУМАЮЩИМ ВОСПРИЯТИЕМ ПОЗИТИВНО ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫЙ ОБРАЗ Я
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ, УЧАЩИМИСЯ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ ВЗАИМОПОСЕЩЕНИЕ УРОКОВ УЧИТЕЛЯМИ- ПРЕДМЕТНИКАМИ ПОСЕЩЕНИЕ УРОКОВ И КЛАССНЫХ ЧАСОВ АДМИНИСТРАЦИЕЙ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ КЛАССНЫЕ ЧАСЫ ЗАСЕДАНИЕ МО ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЗАСЕДАНИЕ «КРУГЛОГО СТОЛА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНСИЛИУМЫ
Основные направления работы: Организационная работа. Психологическая диагностика. Консультативная работа с педагогами, учащимися и их родителями. Профилактическая работа. Коррекционно-развивающая работа. Аналитическая работа
ЭТАПЫ работы по социальной адаптации учащихся 5- х классов ГУ « Общеобразовательная средняя школа 11» ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ( АПРЕЛЬ - МАЙ ) ( АПРЕЛЬ - МАЙ ) СОБСТВЕННО АДАПТАЦИОННЫЙ СОБСТВЕННО АДАПТАЦИОННЫЙ ( СЕНТЯБРЬ - НОЯБРЬ ) ( СЕНТЯБРЬ - НОЯБРЬ ) ПОСТАДАПТАЦИОННЫЙ ИЛИ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОСТАДАПТАЦИОННЫЙ ИЛИ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ( НОЯБРЬ - ДЕКАБРЬ ) ( НОЯБРЬ - ДЕКАБРЬ )
Участники адаптации Администрация школы Психолог Классные руководители Учителя- предметники Учащиеся 5 классов Родители
Мероприятия, способствующие успешной адаптации учащихся 5- х классов ГУ « Общеобразовательная средняя школа 11»
Обсуждено, принято, имеется Программа психолого-педагогического сопровождения школьников при переходе из начального звена в среднее Программа адаптационных встреч для пятиклассников «Новичок в средней школе» Модель выпускника четвертого класса Модель выпускника пятого класса Требования к уровню подготовки обучающихся, заканчивающих начальную школу Оценка результатов учебно-познавательной деятельности школьников Преемственность между классными руководителями Памятка классному руководителю пятого класса Преемственность в учебно-воспитательной работе Единые педагогические требования к учащимся и педагогам
Программа психолого-педагогического сопровождения школьников при переходе из начального звена в среднее Объект: психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из начального в среднее звено Предмет: процесс подготовки и адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено, обеспечение преемственности в обучении. Цель программы: создание условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене и обеспечение дальнейшего их поступательного развития Задачи программы: 1.выработка системы единых и последовательных педагогических требований; 2.повышение уровня психологической готовности учащихся 4-5 классов к обучению, всестороннему развитию; 3.адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям пятиклассников; 4.разработка методических рекомендаций педагогам и учащимся для успешной адаптации в новой социально-педагогической ситуации. Методы исследования: 1.изучение методической литературы по вопросам адаптации; 2.психологическая диагностика, проведение качественного и количественного анализа с целью выработки рекомендаций; 3.анкетирование среди учащихся и педагогов; 4.наблюдение; собеседования; 5.педагогический анализ; 6.управленческие консультации.
ПРОГРАММА АДАПТАЦИОННЫХ ВСТРЕЧ ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ «НОВИЧОК В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ» 1 ЗАНЯТИЕ. «ЧТО ТАКОЕ 5-Й КЛАСС» 2 ЗАНЯТИЕ. «ПОЗНАЙ СЕБЯ» 3 ЗАНЯТИЕ. «НОВИЧОК В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ» 4 ЗАНЯТИЕ. «ПОНИМАЕМ ЛИ МЫ ДРУГ ДРУГА» 5 ЗАНЯТИЕ. «МИР ЭМОЦИЙ» 6 ЗАНЯТИЕ. «НАШИ УЧИТЕЛЯ» 7 ЗАНЯТИЕ. «ИЩУ ДРУГА» 8 ЗАНЯТИЕ. «МЫ И НАШ КЛАСС»
Единые требования к учащимся предъявляются: до начала урока; на уроке; требования к состоянию учебников, дневников, тетрадей, рабочего места; к внешнему виду; к речи; на переменах и внеурочное время;
Требования к педагогам: учитывать создавшуюся педагогическую ситуацию; прямое требование должно быть поставлено четко и спокойным тоном; позитивность требования; инструктивность требования; косвенное требование в форме совета, игры, доверия, просьбы, одобрения и т. д; правильно оценить работу ученика.
Самый лучший учитель для ребенка тот, кто духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. В.А. Сухомлинский
Уровень педагогического мастерства учителей
Классные руководители 5-х классов ЧУПИНА ТАТЬЯНА ВЛАДИСЛАВОВНА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ ШАРЫПОВА АЛЛА БИКЕТОВНА УЧИТЕЛЬ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ КУЗЬМЕНКО ОЛЬГА ВИКТОРОВНА УЧИТЕЛЬ ИЗО И ЧЕРЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
Диагностика ученического коллектива
Ранжирование предметов по степени трудности учебных предметов 5 «А» Иностранный язык Естествознание История 5 «Б» История Математика Иностранный язык 5 «В» Иностранный язык Математика История
САМЫМ ВАЖНЫМ В ШКОЛЕ ЯВЛЯЕТСЯ: Уроки – 28 % Получение новых знаний – 40 % Участие в олимпиадах – 7 % Директор – 13 % Учителя – 12 %
Самым интересным для детей является: уроки – 51 % перемены – 27 % игры – 12 % беготня по коридорам – 10 %
Школьная мотивация пятиклассников
Уровень тревожности
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Веселые и нарядные с букетами цветов идут первого сентября дети в школу. Каждый из них в глубине души надеется быть примерным учеником. Насколько сбудутся эти мечты, зависит от того, сумеем ли мы сохранить им детство, радостным ли будет для них учение, станем ли мы друзьями.
Благодарим за внимание!