1 Приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО): миссия, итоги, перспективы
2 Миссия ПНПО: стать пусковым механизмом системной модернизации Российского образования, заданной: 1. Приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации 2.Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года; 3.Федеральной целевой программой развития образования на 2006 – 2010 годы
3 Основные задачи ПНПО 1.выявить, поддержать и включить в активную работу по модернизации образования лидеров отечественного образования; 2.оказать помощь субъектам Российской Федерации в создании условий для развития образования; 3.сконцентрировать ресурсы (финансовые, материальные, кадровые) на развитии первоочередных направлений модернизации образования; 4.задать образцы функционирования образовательных учреждений нового типа; 5. задать образцы обеспечения доступности профессионального образования
4 Задача 1. Поддержка лидеров -лучшие учителя; -талантливая молодежь; -вузы, внедряющие инновационные образовательные программы; -образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования, работающие по инновационным программам подготовки кадров для высокотехнологичных производств; -общеобразовательные школы, внедряющие инновационные образовательные программы; -субъекты Российской Федерации, реализующие комплексные проекты модернизации образования
5 Задача 2. Помощь субъектам Российской Федерации –централизованная закупка и поставка автобусов для сельских школ; –централизованная закупка и поставка современного оборудования для оснащения кабинетов; –подключение всех школ к сети Интернет с оплатой трафика в течение двух лет с момента подключения; –оснащение всех школ лицензионными программами –государственная поддержка регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования
6 Задача 3. Концентрация ресурсов на первоочередных направлениях модернизации образования –воспитывающая деятельность как приоритет через дополнительные выплаты классным руководителям; –повышение статуса учителя через переход к новым системам оплаты труда учителей, направленным на повышение их доходов; –внедрение в систему образования подушевого принципа финансирования; –обеспечение государственно-общественного характера управления на всех уровнях системы образования; –становление системы оценки качества образования; –развитие сети образовательных учреждений
7 Задача 4. Создание образовательных учреждений нового типа –создание национальных университетов в Южном и Сибирском федеральных округах; –создание двух бизнес-школ мирового уровня в Московской области и Санкт- Петербурге
8 Задача 5. Образцы обеспечения доступности профессионального образования –создание в воинских частях учебных центров начального профессионального образования для военнослужащих срочной службы; –организация обучения на подготовительных отделениях вузов лиц, отслуживших не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин (включая выплату специальных стипендий)
9 Ожидаемые базовые социальные эффекты от реализации ПНПО В 3 раза больше школьников (не менее 70%) будут учиться в современных условиях, обеспечивающих качественное образование, сохранение здоровья и развитие личности: - современное учебное оборудование; - высококвалифицированные учителя; - абсолютное соответствие санитарным нормам, включая организацию: питания, медицинского обслуживания; - высокоскоростной Интернет - насыщенная коммуникативная среда
10 Дополнительные социальные эффекты –повышение качества и доступности образования, обеспечение высоких равных социальных возможностей: выравнивание доли городских и сельских выпускников, поступающих в вузы пропорционально численности жителей –рост заработной платы учителей (на 62%) –повышение удовлетворенности граждан качеством и доступностью образовательных услуг и условиями их предоставления –социальная мобильность, конкурентоспособность, жизненная успешность выпускников –уважительное отношение к стране
11 Эффекты от поддержки лидеров - школы Образовательный процесс: –Качество образования стало выше (56%) –Улучшение воспитания (20%) –Стали больше использовать компьютеры (17%) –Ввели профильное обучение (17%) –Рост числа призеров на олимпиадах и улучшение здоровья (около 10%) Уровень управления: –Улучшение материальной базы школ (87%) –Расширение сектора дополнительного образования (63%) –Обновлена организационная инфраструктура (57%) –Активнее пошла работа с родителями (47%)
12 Эффекты от поддержки лидеров - вузы Образовательный процесс: –Обновление образовательных программ, активные формы обучения, вовлеченность в исследования (28%) –Приток молодых кадров (24%) –Улучшилась производственная практика (19%) –Повысили квалификацию (18%) Уровень управления: –Обновилась структура управления (50%) –Обеспечена более тесная связь с рынком труда (37%), но этот показатель слабо сравним с неподдержанными вузами, снижение мотивации –Обновлено оборудование и библиотечный фонд (32%)
13 Первые изменения в школах - устранены замечания в уставах школ в 70-ти регионах - созданы органы школьного самоуправления в 42 регионах (примерно в 20 регионах уже были созданы) - оформлены лицевые счета школ в 40 регионах (ранее были лишь в регионах) - яркие общесистемные характеристики: - нормализация наполняемости (с 10 до 12) - снижение порога среднего возраста педагогов (от 12% пенсионеров к 11%) - рост зарплаты (до 20-30%) - улучшение материальной оснащенности школ
14 Эффекты от поддержки лидеров - учителя –Стало меньше тех, кто собирался уйти из школы (с 16% до 10%) –Две трети учителей, отмечают, что появился интерес к инновационным разработкам других учителей –60% учителей используют ЭОРы, почти все владеют компьютером –Средний стаж поддержанных учителей – 19 лет, не так много молодых педагогов
15 Этапы реализации ПНПО I этап – 2005 – 2006 гг. разработка, апробация и нормативное закрепление финансовых и организационных механизмов ПНПО II этап – 2007 – 2009 гг. разработка и апробация механизмов вовлечения лидеров образования в процессы модернизации; отработка (тонкая настройка) содержательных аспектов ПНПО III этап – начиная с 2010 г. реализация механизмов и содержания ПНПО в штатном режиме
16 Перспективы использования механизмов ПНПО –Сетевые проекты (Поддержка групп школ - регионы, межвузовские проекты в 2009 году…) –Участие лидеров в разработке и апробации образовательных стандартов с годов (в профессиональном образовании процесс связки профессиональных и образовательных стандартов начался) –Если решить кадровые и материально-технические проблемы, то 2/3 школ-победителей могут стать хорошими центрами повышения квалификации –Участие в экспертизе ЭОР –Участие в экспертизе учебников и составление рейтингов учебников
17 Справочные слайды
18 Тематика проблемных публикаций в СМИ -ситуация с малокомплектными школами; -организация школьного питания; -большое количество бумаг для участия в конкурсе лучших школ и учителей; -расходование средств, полученных школами – победителями; -некорректность процедуры взимания подоходного налога с денежного поощрения учителей- победителей; -снижение интереса к конкурсу инновационных школ