Изменения структуры расселения, демографические тенденции и организация сетей в образовании в России: поиск баланса Директор Центра прикладных экономических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изменения структуры расселения, демографические тенденции и организация сетей в сфере образования и культуры в России: поиск баланса Директор Центра прикладных.
Advertisements

Развитие сети учреждений в условиях изменения структуры расселения и демографических тенденций Директор Центра прикладных экономических исследований и.
Государственный университет – Высшая школа экономики Директор Центра прикладных экономических исследований и разработок ГУ-ВШЭ Абанкина Татьяна.
Экспертная группа г.. 2 Масштабы сектора Условия и вызовы Демографические – демографический спад (крайне важно для профобразования); – старение.
Тенденции и перспективы развития школьной сети в регионах: что удалось достичь в рамках КПМО Директор Центра прикладных экономических исследований и разработок.
Развитие сети общеобразовательных учреждений региона: обеспечение условий для получения качественного общего образования.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Сельская школа Эксперимент по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности: стратегии и модели профилизации.
Министерство регионального развития Российской Федерации По данным мониторинга на 31 января 2013 года Территориальное планирование в субъектах Российской.
1 2 Федеральный закон от 22 июня 1998 г. 86-ФЗ «О лекарственных средствах» Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. 239 «О мерах.
Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
Инструменты создания стоимости [a] Россия, , Москва, Ленинский проспект, д. 55/1, стр. 2 [т] +7(495) [ф] +7(495)
Нормативное подушевое финансирование Рожков А.И., директор Центра нормативного правового обеспечения образования АПК и ППРО Краснодар, 17 июня 2007 г.
Развитие сети образовательных учреждений Экспертиза выполнения обязательств.
ИПОП «Эврика», 12 ноября 2010 г., Московская область.
Экспертная группа 17 « Реформа бюджетного сектора в экономике » « РИА Новости », г. Основные направления и механизмы повышения эффективности.
Автономный статус образовательного учреждения как условие достижения нового уровня качества образовательных услуг Крошка Ольга Сергеевна - директор ГАОУ.
Переход на нормативно - подушевое финансирование общеобразовательных учреждений Презентация Титиной Л. Н.
Ленинградская область. Численность населения чел. (2018); Плотность населения 21,62 чел./км 2 (2018); Городское население 63,79% (2018).
Варианты организации образования с участием малокомплектных школ, их правовое обеспечение.
Транксрипт:

Изменения структуры расселения, демографические тенденции и организация сетей в образовании в России: поиск баланса Директор Центра прикладных экономических исследований и разработок ИРО НИУ-ВШЭ, к.э.н. Т.В. Абанкина

Число сельских населенных пунктов Сельские населенные пункты - всего из них с числом жителей, чел.: 10 и менее % к % к % к % % % % % 5001 и более % ТЕНДЕНЦИЯ ПОЛЯРИЗАЦИИ СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ПО ЧИСЛУ ЖИТЕЛЕЙ (по переписям населения)

ГРУППИРОВКА СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ПО ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Всего в том числе сельские населенные пункты с числом жителей 10 и менее Более 5000 Российская Федерация Число сельских населенных пунктов Число сельских населенных пунктов, % 10023,948,414,47,63,61,50,6 Средняя численность населения

Проблемы организации сетей в образовании в России Проблемы расселения – депопуляция, мелкоселенность, поляризация Проблемы финансирования образовательных сетей – распыление средств, недофинансирование, избыточность сетей Проблемы организации взаимодействия - ведомственная разобщенность, административные барьеры, разграничение полномочий Проблемы управления – институциональный дисбаланс, отраслевой подход к управлению территориями Проблемы инфраструктуры – слабое развитие транспортных сетей, коммуникаций, современной связи

Пространственные модели построения сетей социальной сферы ЯДЕРНАЯ УЗЛОВАЯСОТОВАЯСТУПЕНЧАТАЯ

Характеристики моделей Ядерная модель – в центре (ядре) располагается полифункциональное учреждение, на периферии – учреждения низового уровня. Центральное учреждение и периферийные имеют комплиментарные связи, что обеспечивает доступ к ресурсу периферийным учреждениям. Ядерная модель отличается устойчивостью и социально- экономической эффективностью, если правильно рассчитаны параметры отношения издержек оказания услуги к издержкам доступа. Если указанное отношение больше единицы, то низовые звенья экономически неэффективны при прочих равных социальных условиях.

Характеристики моделей Узловая модель – это развитие «ядерной» модели, когда наряду с одним центром имеются промежуточные центры, между которыми организовано взаимодействие. При хорошей организации горизонтальных связей позволяет оптимизировать обслуживание.

Характеристики моделей Сотовая модель – учреждения располагаются так, чтобы оптимизировать радиус обслуживания, обеспечивая по времени и стоимости заданные параметры доступности. Указанная модель наиболее пригодна в двух случаях: обеспечения обязательных регулярных услуг стандартизованного качества, например обучение в начальной школе; обеспечение доступности услуг экстренной помощи, готовность которой не зависит от регулярности вызовов потребителей, например, медицинская скорая помощь.

Характеристики моделей Ступенчатая модель – на нижнем уровне размещаются учреждения низового типологического уровня, обеспечивающие равномерность обслуживания в соответствии с частотой спроса. По мере «движения» по ступеням нарастает специализация и уникальность учреждений обслуживания.

Параметры, определяющие экономическую целесообразность оказания услуг конкретным учреждением социальной сферы: ценность услуги для потребителя, которая заключается в приобретаемой им выгоде от социальной услуги; цена, которая была заплачена государством и потребителем учреждению за оказанную услугу; издержки потребления социальной услуги, которые возникают у потребителя как в прямом виде (оплата доступа), так и в виде потраченного на получение услуги времени; издержки учреждения, затраченные на производство услуги. Спрос потребителя услуги будет определяться соотношением: Н П = , где Ц + И П – спрос потребителя; Н ценность услуги; Ц цена, заплаченная потребителем; И издержки потребления.

Параметры, определяющие экономическую целесообразность оказания услуг конкретным учреждением социальной сферы: Нормальное функционирование учреждения зависит от соотношения Цг + Цп Р = , где С Р – устойчивость функционирования учреждения; Цг цена, которую заплатило за услугу государство; Цп цена, которую заплатил за услугу потребитель; С издержки учреждения на производство этой услуги. Если соотношения П и Р больше единицы, то учреждение работает устойчиво. При приближении этих соотношений к 1 достигается некоторый уровень равновесия, а переход через эту границу приводит к резкому падению спроса, неэффективности работы учреждения. Ситуации для управленческого воздействия сводятся к следующим основным типам: Издержки потребителя выше ценности услуг, которые он получает; Издержки учреждения на оказание услуги выше той цены, которое оно за нее получает.

Расходы бюджета на финансирование сетей социальной сферы В расчете на 1 школу:В расчете на 1 библиотеку: В расчете на 1 Дом культуры: Среднее по России 13,45 млн. руб. Уровень дифференциации 12,6 раз Превышение нормативной потребности в сетях 15-20% Среднее по России 1,32 млн. руб. Уровень дифференциации 14,3 раз Превышение нормативной потребности в сетях 45-60% Среднее по России 0,81 млн. руб. Уровень дифференциации 26,3 раз Превышение нормативной потребности в сетях 22-25%

Характеристика управленческого дисбаланса Кольцевая организация Лучевая организация

Характеристика институционального дисбаланса ГРУППИРОВКА СЕЛЬСКИХ РАЙОНОВ ПО ЧИСЛУ СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, % Всегов том числе с числом сельских населенных пунктов Всего до более 200 Российская Федерация Центральный федеральный округ 1000, Северо-Западный федеральный округ

Модель выборки Регионы-участники: Московская область (Коломенский р-н, N=316) Республика Саха (Мегино-Кангаласский улус, N=749) Алтайский край (Первомайский р-н, N=500) Ульяновская область (Ульяновский р-н, N=601) Общий объем выборки: 2166 Проводилось сплошное обследование учащихся предвыпускных (9-11) классов всех сельских школ района преимущества: актуальность информации репрезентативность по району срез по единой возрастной когорте недостатки: «условность» сведений, предоставленных школьниками 17

18

МИГРАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ 19

ГЕОГРАФИЯ ПЕРМЕЩЕНИЙ Московская область: 49% - Коломна, 36% - Москва, 8% - Рязань Республика Саха: 81% - Якутск, 5% - Москва, 4% - Санкт-Петербург Алтайский край: 91% - Барнаул, 4% - Новосибирск Ульяновская область: 78% - Ульяновск, 6% - Москва, 4% - Самара, 4% - Казань 20

21

Принципы перехода к новой модели организации сетей социально-культурного обслуживания населения От ступенчатой к узловой модели организации сетей От пешеходной к транспортной доступности учреждений От отраслевого к территориально-отраслевому управлению От ведомственных к интегрированным социальным учреждениям

Регионы России - участники эксперимента по реструктуризации сети сельских школ Республика Адыгея Республика Саха Чувашская республика Краснодарский край Красноярский край Белгородская область Владимирская область Ленинградская область Московская область Новгородская область Новосибирская область Нижегородская область Орловская область Псковская область Ростовская область Смоленская область Самарская область Ярославская область Количество участников эксперимента Субъекты РФ Сельские районы ШколыУчащиесяПедагоги

Основные модели оптимизации сети образовательных учреждений, рекомендованные к внедрению по результатам федерального эксперимента базовая школа с сетью филиалов ресурсный центр передвижная учебная лаборатория сельская профильная школа начальная школа – детский сад ассоциация сельских образовательных учреждений социокультурный комплекс

Число обучающихся на старшей ступени в расчете на одну школу, имеющую старшую ступень

Правовое обеспечение создания интегрированного социального учреждения Подготовка проекта федерального закона «Об интегрированном государственном (муниципальном) социальном учреждении» Разработка типового положения об интегрированном государственном (муниципальном) социальном учреждении Внесение изменений в федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления самоуправления в Российской Федерации» (131- ФЗ и 184- ФЗ) Внесение изменений в закон «Об образовании» Гармонизация отраслевого законодательства – образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, спорт

Спасибо за внимание Т.В. Абанкина (495)