Создание новой образовательной среды как одно из условий реализации ФГОС второго поколения Семинар-практикум для зам.директоров «Сопровождение школьной методической службой процесса введения ФГОС» Гамаюнова Т.Л., Караулова О.В., методисты МО МУ «Ресурсный центр» г.Железногорск-Илимский, Иркутская область, 2012 г. Создание новой образовательной среды как одно из условий реализации ФГОС второго поколения Семинар-практикум для зам.директоров «Сопровождение школьной методической службой процесса введения ФГОС» Гамаюнова Т.Л., Караулова О.В., методисты МО МУ «Ресурсный центр» г.Железногорск-Илимский, Иркутская область, 2012 г.
2 Основа реализации ФГОС НОО – создание условий: Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы; Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы; Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
3 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ФГОС НОО (утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 6 октября 2009 г. 373) (ФГОС НОО) ФГОС ООО ( в дальнейшем стандарт), представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. ФГОС ООО ( в дальнейшем стандарт), представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
4 Школа и здоровье Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных – здоровье.
Одна из стратегических задач развития образования и главный смысл разработки образовательных стандартов второго поколения- повышение качества образования.
6 Цель инновационных процессов заключается не только в повышении качества образования, но и в укреплении здоровья учащихся и в создании психологического комфорта участникам образовательного процесса.
7 Здоровье выпускников школы - один из важных показателей один из важных показателей качественности школьного образования.
8 Т К структуре основных образовательных программ Т К результатам освоения основных образовательных программ Т К условиям реализации основных образовательных программ Стандарты общего образования второго поколения содержат три компонента : Тр + Тс + Ту – новая формула образовательных стандартов
9 Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы общего образования (ООП ООО) предусматривает: - учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования; - учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования; - учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. - учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.
10 ФГОС НОО I. Общие положения Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): Любящий свой народ, свой край и свою Родину; Любящий свой народ, свой край и свою Родину; ….. ….. Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
11 ФГОС НОО II. Требования к результатам …. 10. Личностные результаты образовательной программы начального общего образования должны включать: 10. Личностные результаты образовательной программы начального общего образования должны включать: ….. ….. освоения основной 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. освоения основной 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предмтных областей, должны отражать: 12. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предмтных областей, должны отражать: П Физическая культура: П Физическая культура: 1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторе успешной учебы и социализации; 1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторе успешной учебы и социализации;
13 ФГОС НОО II. Требования к результатам …. 12. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования … должны отражать: 12. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования … должны отражать: Физическая культура: Физическая культура: 2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.); 2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.); 3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). 3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
14 ФГОС НОО III. Требования к структуре …. 14. Основная образовательная программа начального общего образования определяет: содержание и организацию образовательного процесса; 14. Основная образовательная программа начального общего образования определяет: содержание и организацию образовательного процесса; - направлена на формирование: - направлена на формирование: общей культуры, духовно- нравственное, социальное, личностное … развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность…., сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса и должна содержать следующие разделы: 16. Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса и должна содержать следующие разделы: 7) программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; 7) программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
Требования к разделам основной образовательной программы начального общего образования: 19. Требования к разделам основной образовательной программы начального общего образования: Учебный план ( ОБЕСПЕЧИВАЕТ ВВЕДЕНИЕ В ЕДЙСТВИЕ И РЕАЛИЛИЗАЦИЮ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА, определяет общий объем нагрузки обучающихся) Учебный план ( ОБЕСПЕЧИВАЕТ ВВЕДЕНИЕ В ЕДЙСТВИЕ И РЕАЛИЛИЗАЦИЮ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА, определяет общий объем нагрузки обучающихся). Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов.
Учебный план Учебный план Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно- оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как: Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно- оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как:
18 Внеурочная деятельность … в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. Внеурочная деятельность … в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
20 ФГОС НОО III. Требования к структуре …. 19. Требования к разделам основной образовательной программы начального общего образования: 19. Требования к разделам основной образовательной программы начального общего образования: Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать: Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать: Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью); Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью); формирование установки на использование здорового питания; формирование установки на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
21 Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать: Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать: применение рекомендуемого врачами режима дня; применение рекомендуемого врачами режима дня; формирование знания негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, норкотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания); формирование знания негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, норкотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания); становление навыков противостояние вовлечению в табакокурение и употребление алкоголя, наркотиков и сильнодействующих веществ; становление навыков противостояние вовлечению в табакокурение и употребление алкоголя, наркотиков и сильнодействующих веществ; формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены. формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
22 Информационно- методическое обеспечение Кадровое обеспечение Учебно- материальное обеспечение Ресурсное обеспечение (условия) реализации основных образовательных программ общего образования Финансово- экономическое обеспечение
Ресурсы Результат Информационно- методические ресурсы Создание информационно-методической развивающей образовательной среды - оптимальных информационно-методических условий для реализации основных образовательных программ Кадровые ресурсы Учебно- материальные ресурсы Финансово- экономические ресурсы Создание субъектной развивающей образовательной среды - оптимальных кадровых ресурсов для реализации основных образовательных программ Создание условий для формирования и воспроизводства информационно-методической развивающей, субъектной развивающей, предметной развивающей образовательных сред, совокупность которых необходима и достаточна для полной реализации основных образовательных программ Создание предметной развивающей образовательной среды - оптимальных учебно-материальных условий для реализации общеобразовательных программ ВИДЫ РЕСУРСОВ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
24 ФГОС НОО IV. Требования к условиям реализации …. 25. Материально-технические условия реализации ОПНОО должны обеспечивать: 25. Материально-технические условия реализации ОПНОО должны обеспечивать:Соблюдение: санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);применение рекомендуемого врачами режима дня; санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);применение рекомендуемого врачами режима дня; санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.); санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.); социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.); социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.); …. …. своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта; своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
25 Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным … нормам …, предъявляемых к: участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование); участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование); зданию образовательного учреждения (высота и архитектура здания, необходимый набор, и размещение помещений для осуществления образовательного процесса, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательного учреждения, для активной деятельности, сна и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации учебной и внеурочной учебной деятельности); зданию образовательного учреждения (высота и архитектура здания, необходимый набор, и размещение помещений для осуществления образовательного процесса, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательного учреждения, для активной деятельности, сна и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации учебной и внеурочной учебной деятельности); помещениям библиотек (площади, размещение рабочих зон, наличие читального зала, число читательских мест, медиатеки); помещениям библиотек (площади, размещение рабочих зон, наличие читального зала, число читательских мест, медиатеки);
26 помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков; помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков; помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством, хореографией, моделированием, техническим творчеством, естественно-научными исследованиями, иностранными языками; помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством, хореографией, моделированием, техническим творчеством, естественно-научными исследованиями, иностранными языками; актовому залу; актовому залу; спортивным залам, бассейнам, игровому и спортивному оборудованию; спортивным залам, бассейнам, игровому и спортивному оборудованию; помещениям для медицинского персонала; помещениям для медицинского персонала; мебели, офисному освещению и хозяйственному инвентарю; мебели, офисному освещению и хозяйственному инвентарю; расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации). расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации).
27 ФГОС НОО IV. Требования к условиям реализации …. 26. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия … с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) … 26. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия … с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) … 27. Учебно-методическое и информационое обеспечение реализации ООП НОО направлено на обеспечение … доступа к любой информации, … к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР) … 27. Учебно-методическое и информационое обеспечение реализации ООП НОО направлено на обеспечение … доступа к любой информации, … к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР) …
28 совокупность факторов, которая создается всем укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, организация учебного процесса, организация питания, организация питания, медицинское обеспечение, медицинское обеспечение, психологический климат. психологический климат. Образовательная среда - это
29 Гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях - совокупность норм и регламентов тех факторов, которые формируют образовательную среду: которые формируют образовательную среду: материальные ресурсы, материальные ресурсы, организация учебного процесса, организация учебного процесса, организация питания, организация питания, медицинское обеспечение. медицинское обеспечение.
30 Современная нормативная база, обеспечивающая санэпидблагополучие учащихся в общеобразовательных учреждениях 1.СанПиН «Санитарно-гигиенические правила и нормы по организации обучения детей с шестилетнего возраста». 2. СанПиН «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования». 3. СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
31 Современная нормативная база, обеспечивающая санэпидблагополучие учащихся в общеобразовательных учреждениях 4. СанПиН / СанПиН / «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». 5. СанПиН / СанПиН / «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным электронно- вычислительным машинам и организация работы». 6. СанПиН СанПиН «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
32 В чем новизна гигиенических требований? Интеграция существующих требований, разрозненных в различных НМД: Интеграция существующих требований, разрозненных в различных НМД: Издательская продукция. Издательская продукция. Компьютерная техника. Компьютерная техника. Организация физвоспитания. Организация физвоспитания. Организация школьного питания. Организация школьного питания. Условия для обучения детей с ограниченными возможностями. Условия для обучения детей с ограниченными возможностями. Площадь учебных кабинетов, игровых и спален в расчете на 1 учащегося. Площадь учебных кабинетов, игровых и спален в расчете на 1 учащегося. Увеличено количество спортивных залов. Увеличено количество спортивных залов. Требования к тренажерным залам. Требования к тренажерным залам.
33 Обновлены требования к учебной мебели (конторки)и учебным доскам. Обновлены требования к учебной мебели (конторки)и учебным доскам. Оборудование спальных комнат. Оборудование спальных комнат. Оборудование и инструментарий медицинских кабинетов. Оборудование и инструментарий медицинских кабинетов. Норматив площади участка школы в расчете на 1 учащегося и допустимый предел его снижения. Норматив площади участка школы в расчете на 1 учащегося и допустимый предел его снижения. Высота учебных помещений (во вновь строящихся зданиях). Высота учебных помещений (во вновь строящихся зданиях). Представлен перечень приоритетных загрязнителей воздуха в учебных помещениях. Представлен перечень приоритетных загрязнителей воздуха в учебных помещениях. Повышен норматив искусственной освещенности в учебных помещениях. Повышен норматив искусственной освещенности в учебных помещениях. Даны нормативы непрерывной инсоляции учебных помещений и на участке школы. Даны нормативы непрерывной инсоляции учебных помещений и на участке школы.
34 Определена продолжительность учебного года и организация каникул. Определена продолжительность учебного года и организация каникул. Новые шкалы трудности учебных предметов для составления расписания уроков, устранены запреты для проведения сдвоенных уроков в средних и старших классах. Новые шкалы трудности учебных предметов для составления расписания уроков, устранены запреты для проведения сдвоенных уроков в средних и старших классах. Расширены требования к организации двигательной активности и проведению занятий физической культурой. Расширены требования к организации двигательной активности и проведению занятий физической культурой. Расширены и пересмотрены требования к организации занятий с использованием компьютеров. Расширены и пересмотрены требования к организации занятий с использованием компьютеров. Требования к организации общественно- полезного труда и сельскохозяйственных работ учащихся. Требования к организации общественно- полезного труда и сельскохозяйственных работ учащихся. Требования к организации ежедневной внеурочной деятельности учащихся. Требования к организации ежедневной внеурочной деятельности учащихся.
35 Включены требования к новому виду школ - школам полного дня. Представлены нормативы веса ранца, учебных комплектов. Представлены нормативы веса ранца, учебных комплектов. Требования к сменной обуви. Требования к сменной обуви. С учетом современных научных подходов переработаны требования к санитарному состоянию учебных помещений и участка школы. С учетом современных научных подходов переработаны требования к санитарному состоянию учебных помещений и участка школы. Обновление существовавших ранее: Требования к медицинскому обеспечению (порядок, стандарты оказания медицинской помощи, оснащение медкабинета). Требования к медицинскому обеспечению (порядок, стандарты оказания медицинской помощи, оснащение медкабинета).
36 Факторы риска школьной среды Интенсификация учебного процесса и учебные перегрузки Использование педагогических технологий, не прошедших гигиеническую экспертизу Авторитарная педагогика Снижение возраста начала школьного обучения Несоблюдение гигиенических требований к микроклимату, освещенности, учебной мебели, ЭМП, ТСО и др. Нерациональное чередование учебы и каникул Плохая организация школьного питания Гипокинезия школьников
37 Образовательные стандарты нового поколения ВКЛЮЧАЮТ Показатели здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: Степень невротизации, распространённости астенических состояний и вегетативных нарушений. Степень невротизации, распространённости астенических состояний и вегетативных нарушений. Физическое развитие учащихся. Физическое развитие учащихся. Заболеваемость учащихся. Заболеваемость учащихся. Физическая подготовленность учащихся. Физическая подготовленность учащихся. Комплексная оценка состояния здоровья. Комплексная оценка состояния здоровья. Здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни.
38 Образовательные стандарты нового поколения Оценка показателей сформированности здорового образа жизни учащихся проводится по показателям: распространенности основных факторов риска нарушения здоровья школьников; распространенности основных факторов риска нарушения здоровья школьников; информированности школьников в отношении факторов риска; информированности школьников в отношении факторов риска; сформированности у школьников установок на здоровый образ жизни. сформированности у школьников установок на здоровый образ жизни.
39 Образовательные стандарты нового поколения ВКЛЮЧАЮТ Гигиеническую оценку условий реализации общеобразовательных учреждений: Скрининг-оценка Скрининг-оценка С использованием специальных анкет (по 5 основным блокам) С использованием специальных анкет (по 5 основным блокам) В том числе инструмент самоаудита школы. В том числе инструмент самоаудита школы.