Место библиотеки в системе воспитательной работы школы : Семинар
Самое главное в мире- это не то, где мы стоим, а то, в каком направлении мы идём. И. Гёте
Цель Определение значения школьной библитеки в выполнении воспитательных функций в современной школе
Задачи Определить концептуальные основы педагогической деятельности школьной библиотеки Проанализировать педагогический потенциал школьной библиотеки
Концептуальные основы педагогической деятельности школьной библиотеки
Библиотека и педагогическая система школы Общее законодательное поле: - международные документы ( Конвенция о правах ребенка, Декларация прав человека,Манифест ИФЛА о школьной библиотеке,Манифест ИФЛА об Интернете); - государственные документы ( Конституция Украины, ЗаконыУкраины «Об образовании»,»О библиотеках и библиотечном деле». - нормативные документы (Положение об общеобразовательном учебном заведении,Положение о библиотеке общеобразовательного учебного заведения).
Документы определяют приоритеты для школы и школьной библиотеки: - интересы детей; - образование для детей; - жизнь и здоровье человека; - формирование у детей общечеловеческих ценностей. констатируют : - единство культурного и образовательного пространства( цели, задачи,принципы,направления работы);
Документы Трактуют: Библиотеку как неотемлимое структурное подразделение школы, цель которого - формирование общей культуры личности, её интеграция в национальную и мировую культуру, самореализация и самоутверждение в жизни, достижение социальной компетентности.
Воспитательной работы в школе и в библиотеке направлена на формироание ценностного отношения: - к обществу и государству; - к людям; - к природе; - к искусству; - к труду; - к себе.
В сфере педагогической деятельности школьные библиотеки не теряют своей самобытности и решают свои специфические задачи: - сохранение историко-культурного наследия; - обеспечение доступа к информации; - развитие иформационной компетентности учащихся; - информационное обеспечение учебно- воспитательного процесса в школе.
Библиотекарь- участник воспитательного процесса в школе Формы взаимодействия с учащимися: - Индивидуальные(беседы,консультации) - Групповые(выставки, беседы,обзоры) - Массовые(конференции,дискуссии,презентац ии,устные журналы) - Урочные( библиотечные уроки) - Внеурочные
От пассивного поставщика информации – к библиотекарю- профессионалу Библиотекарь- профессионал Библиотекарь - консультант Библиотекарь- педагог Библиотекарь- методист Библиотекарь- исследователь Библиотекарь -новатор Библиотекарь- проектировщик Библиотекарь- аналитик
Любовь к ребёнку в нашей специальности – это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребёнку- всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. В.Сухомлинский
Основные качества учителя и школьного библиотекаря Любовь к детям Духовная культура Интеллигентность Гражданская ответственность Способность к инновациям Потребность в самообразовании
Школьная библиотека-важнейший компонент педагогической системы школы в формировании: Гуманистических качест личности Познавательной активности Сознательного отношения к учебе Развитие духовности,приобщение к национальным и общечеловеческим ценностям Стремления к здоровому образу жизни Способностей к самооценке Творческих способностей Трудолюбия и уважения к чужому труду
Педагогические инновации в школьной библиотеке Формирование самообразовательной активности школьников Организация творческой деятельности учащихся в библиотечных проектах Формирование информационной культуры на библиотечных уроках с использованием ИКТ Формирование критического мышления через участие в дискуссионных и дебатных клубах Формирование ведущих жизненных компетенций учащихся через познавательную деятельность ( научить познавать,научить делать,научить жить вместе, научить жить ).
Результат воспитательной работы в школьной библиотеке Читатель- школьник Творческая личность Духовно богатая личность Самообразование и самореализация Критическое мышление Информационная культура