Развитие и воспитание творческой индивидуальности личности школьника в условиях формирующейся новой образовательной среды
НОВАЯ ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Новые образовательные запросы семьи, общества и государства Широкое внедрение ИКТ - технологий во все сферы жизни Новая цель образования Воспитание, социально - педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России Стратегия 2020 Наша новая школа
ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ Требования к структуре ООП ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП Ожидаемые достижения системы образования Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Ресурсы: кадры, материальная база, материальная база,информация,финансы Ресурсы: кадры, материальная база, материальная база,информация,финансы ОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВ
Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования.
- формирование культурной идентичности учащихся как граждан России ; - сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы ; - обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях ; - формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как « научить учиться ».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности « универсальных учебных действий » ( УУД ), обеспечивающих компетенцию « научить учиться », а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Личностные Регулятивные, включая действия саморегуляции Познавательные, включая общеучебные, логические и знаково - символические Коммуникативные
действие смыслообразования действие нравственно - этического оценивания
целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка волевая саморегуляция
Общеучебные УД самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели ; поиск и выделение необходимой информации ; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств ; структурирование знаний ; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности ;
Общеучебные УД смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели ; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи ; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера ;
Логические УД выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов ; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты ; подведение под понятия, распознавание объектов ; установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство ; выявление родо - видовых и ситуативно существенных признаков ; выдвижение гипотез и их доказательство.
Логические УД выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов ; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты ; подведение под понятия, распознавание объектов ; установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство ; выявление родо - видовых и ситуативно существенных признаков ; выдвижение гипотез и их доказательство.
Знаково - символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала, выделения существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений, формирования обобщенных знаний.
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации ; разрешение конфликтов - поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация ; управление поведением ( своего и партнера ) – контроль, коррекция, оценка действий ( своих и партнера ); умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации ; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников -обеспечить благоприятную адаптацию ребенка ; -оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; -улучшить условия для развития ребенка; -учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
НАПРАВЛЕНИЯ - спортивно - оздоровительное - духовно - нравственное - социальное - общеинтеллектуальное - общекультурное
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Эффект – это последствие результата ; то, к чему привело достижение результата.
Воспитательные результаты и эффекты Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно- нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на весь процесс развития личности ребенка.
Оглянемся назад Посмотрим на себя Заглянем в будущее Л.Н. Толстой Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся. Чтобы иметь будущее, нужно быть готовым сделать что-то новое. Питер Друкер