ОБЛАСТНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БОРОВИЧСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ВЫПОЛНИЛа: Куприй С.С., КУРС 5, ГРУППА 5И ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОЧНАЯ РУКОВОДИТЕЛЬ: КОВАЛЕНКО Н.П., К.П.Н., ЗАСЛУЖЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ РФ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ
Линия « Формализации и моделирования», является одной из важных линий базового курса «Информатики». Особенности линии «Формализация и моделирование»: оказание существенного влияния на общее развитие и формирование мировоззрения учащихся; решение многих задач в полном объеме. Содержательная линия «Формализации и моделирования» выполняет в базовом курсе информатики важнейшую педагогическую задачу – развитие системного мышления учащихся, так как работа с огромными объемами информации невозможна без навыков ее систематизации.
Государственный образовательный стандарт Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты. Цели ГОС по содержательно – методической линии Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессов, системах. Требования к учащимся по содержательно – методической линии Учащиеся должны Знать Виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов, методы и средства компьютерной реализации информационных моделей. Уметь Строить информационные модели объектов, систем и процессов используя для этого типовые средства. Интерпретировать результаты получаемые в ходе моделирования реальных процессов. Самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах. Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессии, востребованных на рынке труда. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.
Перечень вариативных программ Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8–9 классы) (Н. Д. Угриновича). Программа курса информатики и ИКТ технологий для 5–7 классов средней общеобразовательной школы (Л. Л. Босова). Программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8–9 классы) (И. Г. Семакин). Программа по информатике для 5 – 9 классов (Макарова Н.В.). Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Математические модели. Табличные информационные модели, структура и правила оформления таблицы. Примеры материальных и нематериальных моделей. Выделение цели при создании информационной модели. Основные этапы моделирования. Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Математические модели. Табличные информационные модели. Моделирование и формализация. Моделирование как метод познания. Модели материальные и модели информационные. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование компьютерных моделей из различных предметных областей. Информационные модели. Информационные модели систем управления. Информационное моделирование. Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
УМК «Информатика и ИКТ» УМК БОСОВОЙ Л.Л. УМК МАКАРОВОЙ Н.В. УМК СЕМАКИНА Н.Д. УМК УГРИНОВИЧА Н.Д.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ ПО УЧЕБНОМУ ПОСОБИЮ (М.П. ЛАПЧИК, И.Г. СЕМАКИН «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ») Содержание линии «Формализация и моделирование» определено следующим перечнем понятий: моделирование как метод познания, формализация, материальные и информационные модели, информационное моделирование, основные типы информационных моделей. Линия «Формализация и моделирование» является сквозной для многих разделов базового курса информатики и ИКТ.
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ЛИНИЯ ФОРМАЛИЗАЦИИ И МОДЕЛИРОВАНИЯ
Соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки РФ. Ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения. Основываться на достоверных материалах. Обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение. Превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы. Требования ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
ЦОР ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ДЛЯ 7 КЛАССА ПО ТЕМЕ «ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ» Босова Л.Л. Семакин И.Г. Угринович Н.Д. Исследование понятия информация, создание информационных моделей
Сценарий урока в 7 классе Тема : «Электронные таблицы». Цель: познакомить учащихся с назначением электронных таблиц, основными понятиями и простейшими приёмами работы в электронных таблицах. Обучающая Сформировать у учащихся умения создания, редактирования, форматирования и выполнения простейших вычислений в электронных таблицах. Развивающая Развитие мыслительной деятельность через включением каждого учащегося в учебно-познавательный процесс. Воспитывающая Стимулирование познавательного интереса к данной теме, расширение кругозора учащихся. Задачи урока Тип урока: урок изучения нового материала.
Основные понятия урока: электронные таблицы, рабочая книга, строка, столбец, ячейка, диапазон, табличный курсор, активная ячейка, формула. Схема урока Организационный момент: приветствие, проверка наличия необходимого к уроку, сообщение темы и цели урока Актуализация знаний: проводится фронтальный опрос для проверки ранее полученных знаний Изучение нового материала: с помощью презентации выполняется передача учебного материала, рассказ сопровождается иллюстрациями и беседой с учениками, использование наводящих вопросов. Проверка знаний: выполнение практческой работы за компьютерами, выставление оценок за работу на уроке. Заключение: запись домашнего задания, подведение итогов урока. Используемые ЦОР: презентация выполненная в MS PowerPoint. Тема : «Электронные таблицы»
Ожидаемые результаты урока: на уроке происходит повторение основного понятия дисциплины «Информатики и ИКТ» - «информация». Учащиеся получают знания по теме: «Электронные таблицы» - перечисляются основные особенности электронных таблиц. Осуществляется работа у доски. Особое внимание на уроке уделяется последовательности построения электронных таблиц. Во второй части урока учащимся предлагается выполнить практическую работу на компьютерах по теме: «Электронные таблицы».. Тема : «Электронные таблицы» Методические методы и приёмы 1.Словесные приёмы (объяснение – словесное истолкование закономерностей, отдельных понятий и явлений. Оно должно иметь четко сформулированные цели и задачи. Последовательное раскрытие связей, аргументации и доказательств, логику изложения. Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель при помощи продуманных вопросов проверяет знания); 2.Наглядные методы (метод демонстрации – связан с демонстрацией презентации); 3.Практические методы (практические работы – проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы).
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ
Содержание проекта позволит начинающему учителю информатики разобраться в назначении, особенностях данной линии; поможет разобраться в вопросе, каким образом авторы различных вариативных программ и учебников рассматривают данную тему, какой учебник, какие ЦОР выбрать при разработке уроков. Линия формализации и моделирования очень важна для изучения базового курса информатики и ИКТ. В наше время - время бурно развивающейся информатизации общества, когда компьютер уверенно завоевал весь мир, учащимся нужно входить в жизнь подготовленными. Заключение