Новые образовательные стандарты - вызов профессиональному мастерству учителя Толстова Е.П. Методист КИМЦ
ИтогиВыводыПланы
Итоги
1 полугодие 2011г 25 городских семинаров - практикумов 49 образовательных учреждения 428 учителей
Темы семинаров Концепция федерального государственного образовательного стандарта начального образования Нормативно-правовая база, регламентирующая введение ФГОС НОО Разработка программы деятельности образовательного учреждения по введению ФГОС Организация внеурочной деятельности в соответствии с требования ФГОС НОО Разработка программы духовно-нравственного воспитания школьников: деятельность педагога Подготовка учителя к работе в условиях введения новых образовательных стандартов Проектирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности в рамках ФГОС
ММЦ: 2010 – 2011 учебный год 61 семинар 504 специалиста образовательных учреждений
Итоги Выводы Содержательные итоги
Особенность стандарта СТАТУС: нормативный документ непрямого действия Рамочный характер стандарта – исключает возможность прямого, неопосредованного использования стандарта учителем и учащимися в учебном процессе
Проблемы реализации ФГОС Неподготовленность кадров к реализации деятельностного подхода, формированию УУД и новой системы оценки знаний. Неразработанность большинства вопросов ФГОС до уровня, необходимого при внедрении.
«Приоритеты системы образования края в контексте федеральных и краевых инициатив» Какие у нас по этому направлению трудности? 1.Разработка и реализация образовательных программ начальной школы. Нам нужно понимать, что способы работы и кадровый потенциал значительной части коллективов не соответствуют новым требованиям. 2.У нас нет четких инструментов измерения и предъявления универсальных учебных действий и других образовательных результатов «на выходе», сравнения начальных школ по их результатам. Доклад министра образования и науки Красноярского края В.В. Башева Августовский педагогический совет Красноярск, 24 августа 2011 года МВДЦ «Сибирь»
Профессиональная компетентность учителя Владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование Использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих образования
Изменение парадигмы образования Знаниевая парадигма Усвоение определенной суммы знаний Деятельностная парадигма Развитие личности учащихся
Способы реализации деятельностного подхода Учебное задание, предъявляемое учителем учащимся Учебное задание Организация учебной деятельности учащихся, которая инициирует самостоятельную познавательную деятельность детей Учебная ситуация
Задача для учителя Каким должно быть учебное задание, чтобы оно позволяло формировать УУД?
Решение Методика оценки учебных заданий Стэнфордский исследовательский институт (SRI International, США, Калифорния) Апробация в России в г.г. в рамках исследования ITL
Требует приобретения знаний? Приобрете- ние знаний – основное требование? Задание междисци- плинарное? НЕТ ДА Создания, преобразования или более глубо- кого понимания известного? На что тратятся основные усилия, время? Алгоритм оценки учебного задания «Самостоятельное освоение, приобретение, перенос и интеграция знаний»
Опыт ММЦ Компетентностно ориентированные задания
Способы реализации деятельностного подхода Современные образовательные технологии
Выбор системы учебников и технология УМК «Перспектива»Технология деятельностного метода (ТДМ) Л.Г. Петерсон Школа 2100 Проблемно-диалогическая Технология правильного типа читательской деятельности Технология оценивания учебных успехов В УМК «Гармония»Деятельностный подход к обучению Педагогическая система развивающего обучения Л.В. Занкова Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова
ИтогиВыводы Планы
Задачи ближайшего периода Способы формирования УУД Ревизия видов деятельности учащихся Анализ образовательных технологий Выбор, адаптация, применение УМК Конструирование учебных ситуаций Конструирование учебных заданий
Красноярский информационный методический центр Программа «Методическое сопровождение учителей начальной школы при переходе на ФГОС» Цель Программы Создание условий для формирования профессиональной компетентности педагога, способного выстраивать учебно- воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС.
Основные вопросы программы Концептуальные основы ФГОС Механизмы реализации ФГОС НОО средствами различных УМК (Систем учебников) Использование педагогических и информационно- коммуникационных технологий в реализации ООП НОО Формирование УУД во внеурочной деятельности учащихся
Сайт Дистанционного сопровождения образовательного сообщества г.Красноярска
Ресурсы Логинова О.Б. и др., Рекомендации по проектированию учебного процесса, направленного на достижение требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ Логинова О.Б. Новые образовательные стандарты - вызов профессиональному мастерству учителя А.Г. Асмолов. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения Стэндфордский исследовательский институт (SRI International, США, Калифорния)