1 Проектный подход к ИКТ: планирование ИКТ муниципального образования Управление проектами
2 Дисциплина управления проектами Возникла в середине ХХ века Вызвано необходимостью реализации сложных и масштабных проектов в условиях многочисленных исполнителей, колоссальных бюджетов и в сжатые сроки Управление проектами относится к корпусу дисциплин общего управления
3 Методика ведения проектов по созданию программных систем
4 Группы процессов управления проектом Процессы инициации Процессы планирования проекта Процессы исполнения плана проекта Процессы мониторинга и контроля Процессы завершения проекта
5 Альтернативные группировки процессов управления проектами (I) Итерационная модель Полный проектный цикл выполняется многократно в ходе создания продукта, при этом на каждом витке (итерации) происходит пересмотр, корректировка и доработка всех результатов - от концепции проекта до программного кода
6 Альтернативные группировки процессов управления проектами (II) Последовательная модель На каждой из основных фаз (инициация, планирование, реализация, поставка) происходит выполнение всех основных видов работ: от подготовки до использования результатов (в применении к продукту этой фазы) Каскадная или водопадная модель – наиболее жесткая разновидность последовательной модели, подразумевающая, что следующий этап не может начаться до окончания и утверждения результатов предыдущего этапа Наибольшее распространение в ИКТ- проектах, финансируемых из бюджетных средств
7 Ролевая модель управления проектами - это система распределения обязанностей и ответственности, привязанная не к конкретным людям или должностям, а к ролям – обобщенным кластерам исполнителей Удовлетворение потребителя Управление продуктом Управление программой Разработка Тестирование Управление выпуском Ролевая модель MCS
8 Распространенные стандарты управления программными проектами ГОСТ ГОСТ Р ИСО_МЭК ТО Custom Development Method (CDM) Oracle Rational Unified Process (RUP) Microsoft Solution Framework (MSF) Extreme Programming (XP) SCRUM
9 Особенности процесса управления проектами в ОМСУ (I) Собственными командами разработчиков Руководитель проекта – один из разработчиков, который выбирает методологию разработки на свой вкус Внешними исполнителями по договорам Из состава ИТ специалистов ОМСУ может быть выбран куратор проекта Проекты создания и внедрения программных систем в органах местного самоуправления могут выполняться:
10 Особенности процесса управления проектами в ОМСУ (II) Для обеспечения результативности разработок целесообразно: детально прорабатывать концепцию создаваемой системы и техническое задание, требования к реализации широко использовать средства согласования интересов больших групп людей четко выполнять архитектурную проработку решений шире использовать схемы итерационной разработки, делая акцент на документировании результатов работ в рамках каждой итерации где это возможно, использовать механизмы быстрой разработки (XP или его детализацию – SCRUM) использовать механизм внешней экспертизы
11 Внедрение АС Линейный проект Включает полный последовательный жизненный цикл автоматизированной системы (далее – АС) от инициации проекта до утилизации АС Реальный проект Часть целого проекта, зависящего от управленческого и бюджетного циклов государственного управления
12 Предпроектный этап (I) Инициация проекта Идеализация Замысливание проекта по созданию АС ведется на основе анализа слабых и сильных сторон в обеспечении социально- экономического развития региона, в решении задач ОГВ Обоснование проекта ведется в период проработки региональной или отраслевой программы работ по информационно- технологическому обеспечению системы управления или в рамках разработки плана работ на текущий период по реализации программы Инициация линейного проекта начинается в рамках плана работ на текущий период по реализации программы федерального, регионального или муниципального уровня При необходимости возможно внести изменения в программу на более поздних этапах ее реализации
13 Предпроектный этап (II) Обследование и формирование требований Цель - получение более полного представления об актуальном состоянии объекта (среды), где предполагается внедрение АС В ходе обследования ведется: сбор и анализ данных об объекте (среде), где предполагается внедрение АС выявление проблем оценка наличия и состояния существующих документов нормативно-правовой базы оценка основных источников экономической эффективности оценка ожидаемых затрат на создание и эксплуатацию АС оценка возможных ограничений на проектные решения При формировании требований к АС необходимы: окончательное согласование состава заинтересованных лиц или их групп социологические и другие исследования определение набора требований заинтересованных лиц определение требований к обеспечению информационного взаимодействия АС с другими системами определение условий использования АС определение рисков анализ полного множества отобранных требований подтверждение правильности трактовки собранных потребностей и требований
14 Предпроектный этап (III) Разработка концепции АС Цель разработки концепции АС: преобразование требований заинтересованных лиц, выраженных в виде представления о возможностях и услугах АС, в наиболее целесообразное техническое видение АС, способной предоставлять такие возможности и услуги. В концепции АС: разрабатывают основные требования к нормативно-правовой базе, необходимой для создания и использования АС определяют порядок и способы оценки качества и показателей функционирования АС в целом и ее отдельных подсистем дают предварительное обоснование выбора оптимального варианта концепции и описание предлагаемой АС уточняют ожидаемые результаты и эффективность реализации выбранного варианта концепции АС
15 Технико-экономическое обоснование проекта Качественная оценка Сопоставление проекта с другими проектами осуществляется на основе сравнений значений параметров влияния на развитие организации, повышение качества управленческих процессов и повышение производительности труда Оценка справедливой стоимости работ При наличии прототипов затраты на исследования и разработки возможно оценить по затратам на соразмерные проекты Оценка эффекта При внедрении АС в органах местного самоуправления эффект включает несколько составляющих, в том числе финансовую составляющую Совместное применение всех видов оценок дает адекватную оценку обоснованности внедрения АС
16 Кадровое и экспертное обеспечение проекта Целесообразно функцию по инициации проектов по автоматизации ввести в круг задач развития, с самостоятельным менеджментом по отношению к управлению функционированием. Экспертное обеспечение реализации проекта целесообразно распределить между несколькими участниками проекта, такими как: научно-исследовательские и проектные организации (подведомственные ФГУ, ФГУП, региональные и муниципальные учреждения и предприятия) отраслевые экспертные советы, межведомственные советы региональные экспертные советы, в том числе по различным вопросам социально-экономического развития
17 Экспертиза результатов проекта, запуск АС в эксплуатацию и сопровождение Организация процедур экспертного сопровождения проекта Целесообразно публиковать результаты экспертизы этапов проекта, презентационные и отчетные материалы исполнителя на специальных информационных ресурсах Принятие решения об использовании результатов проекта В ходе реализации проекта заказчик может принять решение приостановить или завершить проект при приемке результатов каждого этапа или по результатам промежуточной экспертизы Обучение сотрудников и включение их в работу с использованием новых АС Целесообразно привлекать будущих пользователей системы к проектированию и экспертизе АС на ранних этапах Ввод в действие и сопровождение АС