1 Организационные аспекты аттестационных процедур по проведению аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Татарстан во 2 полугодии 2012 г. Министерство образования и науки Республики Татарстан Шаяхметова Гульзада Мударисовна, ведущий специалист отдела кадровой политики МОи Н РТ Шаяхметова Гульзада Мударисовна, ведущий специалист отдела кадровой политики МОи Н РТ
Нормативный документ МО и Н РТ, определяющий задачи по аттестации на 2012/2013 учебный год Приказ МО и НРТ от 22 мая 2012 г. 3130/12 «Об итогах аттестации работников образования РТ в 2011/2012 учебном году и задачах по аттестации на 2012/2013 учебный год»
Коллегия МО И Н РТ 4 июля 2012г. Задача: Продолжить работу по модернизации системы аттестации педагогических кадров Республики Татарстан во взаимосвязи с задачами повышения качества образования и совершенствования учительского корпуса республики. 3
4 Для МО и Н РТ: - Совершенствование системы критериев для аттестации на квалификационные категории во взаимосвязи с задачей повышения качества образования в РТ Для муниципалитетов: - Организовать в МОУ проведение методических семинаров, педсоветов по совершенствованию ведущих профессиональных компетенций в рамках нового порядка аттестации Задачи на 2012 /2013 учебный год
ЗАДАЧИ ДЛЯ ИРО РТ Обеспечить научно-методическую поддержку процесса совершенствования ведущих профессиональных компетенций педагогических работников в рамках нового Порядка аттестации Провести учебу аттестационных экспертов по информатизации процедур аттестации
6 Приказ МО и Н РФ от 24 марта 2010 г. 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» Федеральные документы
7 Письмо МО и НРФ и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2010 г /46 « Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» Федеральные документы
8 Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 ноября 2010 г «О методике оценки уровня квалификации педагогических работников» Федеральные документы
9 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Федеральные документы
Письмо Департамента общего образования МО и Н РФ Профсоюза работников народного образования и науки РФ от г «Дополнения к разъяснениям по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» Письмо Департамента общего образования МО и Н РФ от г «О вступлении в силу приказа Минздрасоцразвития России от г. 448н (О введении в ЕКС характеристики по должности «Педагог- библиотекарь»
Федеральные документы Письмо Департамента общего образования МО и Н РФ от г «О повышении квалификации и аттестации педагогических работников»
12 Два вида аттестации для педагогов: 1 вид: с целью подтверждения соответствия занимаемой должности 2 вид: для установления соответствия уровня квалификации требованиям квалификационной категории (первой или высшей) Изменения в порядке аттестации
13 ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ АТТЕСТАЦИЯ Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится по представлению работодателя один раз в 5 лет в отношении тех, у кого нет квалификационных категорий Процедура аттестации: квалификационные испытания в письменной форме.
14 Отказ работника от прохождения аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности является нарушением трудовой дисциплины, влекущее за собой дисциплинарные взыскания в соответствии со статьей 192 ТК РФ - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКА
15 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ за своевременное прохождение работником аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности ; за выполнение рекомендаций аттестационной комиссии (отчет через год) -
16 Не подлежат аттестации работники: проработавшие в должности менее 2 лет: беременные женщины, либо находящиеся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком до 3-х лет. Их аттестация проводится через 2 года после выхода из отпуска - ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
17 Перенос сроков аттестации в пределах 1 года : - по болезни ( больничный лист, справка), - если срок категории истек во время отпуска до 1 года или зарубежной командировки (стажировки ), -если работник перешел в год аттестации на новое место работы в связи с сокрашением, - если работник завершает обучение в ВУЗе, ССУЗе ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
18 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ АТТЕСТАЦИИ 1 этап: Объявление приема заявок работодателей 2 этап: Подготовка работодателем представлений на аттестуемых педагогов -издание приказа в ОУ: -оформление представлений по итогам анализа уроков и результатов работы аттестуемого; -передача заявки и представлений в экспертную комиссию, затем - в аттестационную комиссию МО и Н РТ 3 этап: Издание приказа МО и Н РТ об аттестации 4 этап: Проведение квалификационных испытаний
19 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ АТТЕСТАЦИИ 5 этап: Издание приказа МО и Н РТ по итогам аттестации 6 этап: Оформление в экспертной комиссии аттестационных листов 7 этап: Выдача аттестационных листов и выписок из приказа МО и Н РТ работодателю (для хранения в личном деле работника) 8этап. Отчет работодателя о выполнении рекомендаций аттестационной комиссии
20 Проводятся экспертными комиссиями аттестационной комиссии МО и Н РТ на базе ИМЦ по графику Ведущая форма испытаний: составление конспекта урока (занятия) в присутствии комиссии Альтернативные формы: -решение педагогических ситуаций -письменное тестирование Квалификационные испытания в письменной форме в РТ
21 Методика оценки квалификации педагогических работников В.Д. Шадрикова Квалификация- совокупность 6 основных компетентностей Компетентность в области личностных качеств. Компетентность в постановке целей и задач. Компетентность в мотивировании обучающихся. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности. Компетентность в организации педагогической деятельности.
22 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ -максимальное время для написания конспекта урока (занятия) - 3 часа; -педагог имеет при себе рабочую программу, гелевую ручку, 10 л. бумаги, учебник (хрестоматии, сборники задач); -педагогу предлагается инструкция (структура конспекта, критерии, требования)
23 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ информация о сроках и месте проведения испытаний сообщается работнику за месяц; работодатель издает приказ о направлении работника на испытания; работник информирует экспертную комиссию о форме испытания, предмете, классе, рабочей программе; в назначенный день работник составляет конспект урока (занятия) на бумагоносителе в присутствии экспертов –членов экспертной комиссии: тему урока предлагает эксперт из числа 10 тем по изучению нового материала, указанных в рабочей программе;
24 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ перед началом процедуры листы штампуются; по завершении испытаний конспекты передаются на проверку экспертам; по результатам проверки: - оформляется протокол ( в 2-х экз.); -выдаются справки (выписки из протокола) один экземпляр протокола передается в аттестационную комиссию Министерства
ВНИМАНИЕ! Аттестуемый работник должен быть заранее извещен о дате квалификационных испытаний не позднее, чем за месяц до начала процедуры
26 Аттестация для присвоения квалификационных категорий (первой или высшей) Проводится по заявлению педагогических работников до истечения срока имеющейся квалификационной категории Досрочная аттестация разрешается через 2 года после предыдущей аттестации Процедура аттестации: экспертная оценка.
27 Требования для присвоения первой категории: - Результаты усвоения программ воспитанниками и показатели их достижений выше средних в республике - Использование современных технологий Требования для присвоения высшей категории - наличие первой категории; - участие воспитанников во всероссийских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; -активное распространение инновационного опыта, -по повышению качества обучения и воспитания Новое в требованиях при присвоении квалификационных категорий
28 Работник подает в комиссию: 1.Заявление по установленной форме 2.Справка о профессиональном тестировании (работник проходит заранее) 3. Копия аттестационного листа или другого документа по итогам предыдущей аттестации Готовят эксперты на аттестуемого работника: 1. Экспертное заключение, экспертный лист 2. Вписывают в пункт 8 аттестационного листа результаты экспертизы Перечень документов при аттестации на категорию (первую или высшую)
Тестирование проводится: - в формате ЕГЭ, ЕРЭ - в РЦМКО (8843) ) - компьютерное тестирование педагогов и директоров школ – в системе «Электронное образование» - работников УДОД, ДОУ, УНПО, УСПО в МУК г.Казани – по средам, в НИСПТР – по четвергам, в ИМЦ г. Бугульмы – по вторникам - тестирование методистов ИМЦ и республиканских центров в августе 2012 г. в ИРО РТ
30 Тестирование в формате ЕГЭ проходят учителя и методисты ИМЦ, курирующие эти предметы: русского языка и литературы; математики; физики; химии; биологии; географии; истории и обществознания; информатики и ИКТ; английского, французского, немецкого языка.
Зачетный минимум На СЗД методисты - 60 баллов На первую категорию – 70 баллов На высшую категорию – 80 баллов При нехватке - 2 балла добавляются автоматически 31
32 Внимание! Если тестирование не пройдено заранее, заявление на аттестацию без справки об итогах тестирования не принимается.
33 Алгоритм проведения экспертизы 1. Экспертные комиссии подают в МО и Н РТ предложения по составу независимых экспертных групп для утверждения приказом МО и Н РТ; 2. Независимые эксперты проводят экспертизу профессиональных результатов, анализируют уроки (по методике В.Д. Шадрикова), сопоставляют свои выводы с листом самооценки аттестуемого педагога, готовят экспертное заключение для заслушивания на экспертной комиссии; 3. Экспертные комиссии передают экспертные заключения в МО и Н РТ в составе других аттестационных документов по утвержденному перечню.
34 Экспертиза из 2 блоков мониторинг результатов (п.3.5) ЕГЭ, ЕРЭ тестирование олимпиады внутренний контроль аттестационная экспертиза самооценка экспертная оценка
Эксперты( не более 2 чел.) Для впервые аттестуемых: - 1 независимый эксперт и зам.директора ОУ по месту работы аттестуемого Для подтверждающих категорию: - администрация ОУ (1 чел.) Аттестуемый имеет право потребовать независимых экспертов
36 Независимые эксперты не направляются к педагогическим работникам (при повторной аттестации) (п.4.8 приказа МОиН РТ 106 от ), при наличии у них: -достижений на профессиональных конкурсах, предметных олимпиадах и др. -государственных, отраслевых наград. К руководящим работникам, аттестуемым по педагогическим должностям, независимые эксперты направляются обязательно.
Важно! Для высшей категории дополнительно проводится экспертиза инновационных разработок в ИРО РТ, если отсутствует инновационная деятельность аттестуемых - в рамках методических конкурсов, научно – практических конференций республиканского, федерального, международного уровня; - в рамках работы в составе творческого коллектива по разработке учебника, инновационной образовательной программы
Перечень документов: Аттестационный лист ( в 3 экз) Карта результативности профессиональной деятельности Экспертное заключение, экспертный лист Удостоверение о курсах (копия лицензии того учреждения, на базе которого прошли курсы) + Для высшей категории (2 документа) Рецензия или отзыв на авторские разработки ( или документ об участии в методическом конкурсе республиканского уровня) Подтверждающий документ об участии детей в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях всероссийского уровня или в региональном этапе данных мероприятий
39 Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 12 января 2012 г. 106/12 «О проведении аттестации педагогических работников образовательных учреждений Республики Татарстан в 2012 г.» Региональные нормативные документы
40 НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ МО и Н РТ Приказ МО и Н РТ 104/12 от г. «Об утверждении Регламента по проведению аттестации педагогических работников Республики Татарстан » Приказ МО и Н РТ 105/12 от г. «Об утверждении Положения об экспертной комиссии по муниципальному образованию Республики Татарстан»
41 НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ МО и Н РТ Приказ МО и Н РТ 586/11 от г. «Об утверждении Регламента проведения квалификационных испытаний в письменной форме» Приказ МО и Н РТ 3395/11 от 27 июня 2011 г. «Об утверждении Положения о формах и процедурах аттестации педагогических работников РТ»
42 РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ Отраслевое Соглашение между МО и НРТ и Татарским рескомом профсоюза работников народного образования и науки на гг. Приложение 2 « Права и льготы работников образования Республики Татарстан при подготовке и проведении аттестации»
43 РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ Изменения и дополнения к Отраслевому Соглашению между МО и Н РТ и Татарским рескомом профсоюза работников народного образования и науки на гг. от 2 ноября 2011 г. Приложение 2 « Права и льготы работников образования Республики Татарстан при подготовке и проведении аттестации»
Отраслевое соглашение с профсоюзом работников образования - права работника согласно Порядку аттестации и Трудовому кодексу РФ; - основания для переноса сроков аттестации на подтверждение СЗД; - применение упрощенных форм экспертизы при наличии заслуг, отраслевых и государственных наград; - сохранение квалификационных категорий на разных должностях (учебных предметах ) 44
45 Приказ МО и НРТ от 20 января 2011 г. 63/11 «Об утверждении Примерного положения об аттестации руководителей (директоров, заведующих, начальников) образовательных учреждений
46 РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ Приказы Министерства образования и науки Республики Татарстан: -от 19 января 2011 г. 47/11 «Об утверждении Положения об аттестационной комиссии МО и Н РТ» -от 12 января 2012 г. 107/12 «Об аттестационной комиссии МО и Н РТ» -от 12 января 2012 г. 108/12 « Об экспертных комиссиях аттестационной комиссии МО и Н РТ по муниципальным образованиям» -от 12 января 2012 г. 109/12 «Об экспертной комиссии при аттестационной комиссии МО и Н РТ по аттестации педагогических работников УНПО,УСПО
47 Задачи экспертной комиссий по подготовке и проведению аттестации на соответствие занимаемой должности 1. Направить членов экспертных комиссий-экспертов на обучение в ИРО РТ (курсовое обучение, семинары). 2. Определить и сообщить в МО и Н РТ данные о дате и месте проведения испытаний 3. Провести подготовительную работу с работодателями и аттестуемыми работниками по ознакомлению их с графиком, порядком проведения и содержанием испытаний (за месяц до испытаний) 4. На должном организационном уровне провести квалификационные испытания.
48 Задачи экспертной комиссии по подготовке и проведению аттестации на квалификационные категории 1.Подготовить список педагогов, у которых срок действия категорий заканчивается в 2013 г. 2.Информировать их о сроках и условиях подачи заявлений на аттестацию, в т. ч. для подтверждения имеющейся категории 3. Заранее направить их на профессиональное тестирование.!!!!!!! Для отдаленных районов целесообразно договориться о выездном тестировании
49 ПРИМЕРНЫЙ ГРАФИК АТТЕСТАЦИИ НА СЗД - Сентябрь 2012 года - прием заявок, представлений и списков (по форме протокола экспертной комиссий в программе EXEL) - с 11 по 15 октября 2012 г. - проведение квалификационных испытаний в экспертных комиссиях в присутствии представителей экспертной комиссии АК МО И Н РТ
50 ЗАЯВИТЕЛЬНАЯ АТТЕСТАЦИЯ НА ПЕРВУЮ И ВЫСШУЮ КАТЕГОРИЮ в 2012 г. Сентябрь 2012 г., согласно графику заезда с формами отчетов на начало у.г., централизованный прием в МО и Н РТ заявлений на аттестацию работников, у которых срок действия квалификационных категорий заканчивается в 2013 г. Октябрь 2012 г. – работа экспертных групп Ноябрь 2012 г. – прием аттестационных материалов в МО и Н РТ
Общая задача Сохранение и дальнейшее совершенствование региональной модели аттестации педагогических кадров в соответствии с современными требованиями 51
52 http// Раздел : «Педагогическая аттестация» Тел Сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан
53 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!