Ковалева Галина Сергеевна Центр оценки качества образования ИСМО РАО Тел/факс 8 (095) 246-24-21 e-mail: centeroko@mail.rucenteroko@mail.ru www.centerok.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Качество российского образования: по результатам международных исследований Качество российского образования: по результатам международных исследований.
Advertisements

О результатах школьников Нижегородской области в международных сравнительных исследованиях качества общего образования Е.И. Апутина директор ГБОУ ДОВ ЦМКО.
О результатах школьников Нижегородской области в международных сравнительных исследованиях качества общего образования Е.И. Апутина директор ГБОУ ДОВ ЦМКО.
1 Оценка образовательных достижений: проблемы и перспективы.
Апробация инструментария для оценки метапредметных результатов в начальной школе (комплексная работа) Ковалева Г.С.
1 директор ЦООМО, к.п.н. И. П. Валькова Бишкек, февраль 2008 г. Исследования PISA и НООДУ в Кыргызской Республике проведено ЦООМО по заказу Министерства.
Г. Вологда, 11 декабря 2014 г. Первые результаты оценки качества начального образования в Вологодской области в 2013/2014 учебном году Ковалева Галина.
Единый государственный экзамен в системе оценки качества образования Г.С.Ковалева ИСМО РАО.
Группа «Разработка и апробация системы оценки планируемых результатов освоения программы начального образования» Руководитель – Ковалева Г.С. Проект «Разработка.
ФГОС-федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных.
Ковалева Г.С., зав. Центром оценки качества образования ИСМО РАО Апробация системы оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных.
1 Качество образования: результаты общероссийских и международных сравнительных исследований Министерство образования РФ Национальный Фонд подготовки кадров.
Система оценивания результатов освоения основной образовательной программы Чижова Ирина Николаевна, методист ГОУ ЯО ИРО.
Международные исследования качества образования И.К. Круглинский ФГБУ «Информационно- методический центр анализа» 1.
Группа «Система оценки планируемых результатов освоения программы начального общего образования» Руководитель – Ковалева Г.С. Проект «Разработка и апробация.
Естественнонаучная грамотность и новый стандарт основной школы Пентин А.Ю., зав. кафедрой естественно-математического образования АПК и ППРО, к.ф.-м.н.
Педагогический совет: «ФГОС: Первые результаты» МКОУ Заковряжинская СОШ»
Вопрос1: Какова глубина озера Чад на сегодняшний день? Около двух метров. Около пятнадцати метров. Около пятидесяти метров. Оно полностью исчезло. Информация.
* умения, лежащие в основе читательской компетенции (чтение и понимание письменных текстов); * умения по работе с информацией (понимание информации, представленной.
Эффективность преподавания: реальная практика и требования ФГОС второго поколения Семинар г., ИОЦ Сидельникова М.Ю., заведующая ИОЦ.
Транксрипт:

Ковалева Галина Сергеевна Центр оценки качества образования ИСМО РАО Тел/факс 8 (095) Оценка качества образования – важнейшая задача школы Ковалева Галина Сергеевна Центр оценки качества образования Институт содержания и методов обучения РАО Тел/факс 8 (499)

Качество образования Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Современное понимание образовательных достижений Освоение предметных знаний и умений Умение применять эти знания на практике (в различных ситуациях реальной жизни, не только в контексте учебной дисциплины)

Современное понимание образовательных достижений Овладение междисциплинарными умениями: - коммуникативными умениями (умения ясно выражать свои мысли устно или письменно, слушать и понимать других, понимать и анализировать прочитанный текст) - умениями работать с информацией, представленной в различной виде (таблицы, графики и др.),

Современное понимание образовательных достижений - овладение информационными технологиями (умения работать с информацией с помощью компьютера), - умения сотрудничать и работать в группах; - умения учиться и самосовершенствоваться; - умения решать проблемы и др.

Содержание стандарта и содержание оценки Результаты общего образования Предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.) Метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях) Личностные результаты (система ценностных ориентаций, интересы, мотивации, толерантность)

Организационная схема мониторинга образовательных достижений (общее образование) Ступени образова- ния Итоговая аттестация Федеральны й мониторинг качества образования Международ- ные мониторинго- вые исследования TIMSS (углубленная математика и физика) СТАРШАЯ ШКОЛА ЕГЭ Все выпускники Анализ результатов ЕГЭ Выборка ежегодно 11 класс Мониторинго- вые исследования по отдельным предметам, 1 раз в 4-5 лет 10 классСтартовая диагностик а

Организационная схема мониторинга образовательных достижений (общее образование) ОСНОВНАЯ ШКОЛА Итоговая аттестация Экзамены в новой форме Все выпускник и Федеральный мониторинг качества образования 9 класс Мониторинговые исследования по отдельным предметам, проводимые совместно с международными исследованиями PISA Выборк а, 1 раз в 3 года 8 класс TIMSS Выборк а 1 раз в 4 года 7 класс 6 класс 5 класс Стартовая диагностика

Организационная схема мониторинга образовательных достижений (общее образование) Начальная школа 4 класс Итоговая аттестаци я Все выпускники Анализ результатов Выборка TIMSS, PIRLS Выборка 1 раз в 4- 5 лет 3 класс 2 класс 1 класс Стартова я диагности ка Готовнос ть к обучению в школе Все выпускники Анализ результатов Выборка

Распределение первоклассников по типу адаптационного потенциала 2007 год

Основные результаты исследования PIRLS-2006

Распределение российских учащихся по уровням понимания текста (указан процент детей, достигших каждого уровня в России и в 26 странах, принимавших участие в исследовании в 2001 и 2006 годах)

Распределение результатов российских школьников 4 класса (общий балл по математике и естествознанию) TIMSS

Распределение результатов российских школьников 8 класса (общий балл по математике и естествознанию) TIMSS

Выполнение заданий по сравнению со средним по всем странам TIMSS-2007

Задания, оказавшиеся более сложными для российских учащихся Простые задания на знания фактов, но не программные Задания на описание эксперимента или исследования Задания, где необходимо привести объяснение или дать обоснование ответа Задания на анализ данных таблицы, графика, диаграммы

Результаты исследования PISA По всем направлениям исследования PISA-2006 результаты российских выпускников основной школы статистически значимо ниже, чем результаты по странам ОЭСР или средние международные результаты. Рейтинг российских учащихся среди своих сверстников из 57 стран с учетом ошибки измерения составляет: по естественнонаучной грамотности; по математической грамотности (29-31 в 2003 году из 40 стран); по грамотности чтения (32-34 в 2003 году из 40 стран и в 2000 году из 32 стран). По сравнению с результатами предыдущих циклов исследования не произошло существенных изменений.

Ниже 1 уровня Не способны выполнить самые легкие задания PISA Уровень 1 Учащиеся имеют ограниченные знания, которые они могут применять только в некоторых знакомых ситуациях OECD Уровень 6 Учащиеся могут применять и объяснять естественнонаучные знания и знания о науке в различных сложных жизненных ситуациях Уровень6 Уровень 5 Уровень4 Уровень3 Уровень2 Уровень 1 Ниже 1-го Уровни естественнонаучной грамотности PISA % 0,5% OECD Россия OECD (2007), PISA 2006 – Science Competencies for Tomorrows World, Table 2.1a 8% 20% 27% 24% 14% 5% 3,7% 15,1% 28,3% 30,2% 17%17% 5,2%

Результаты исследования PISA Среди выпускников российских основных школ процент учащихся с самым высоким уровнем функциональной грамотности существенно ниже, чем в лидирующих странах мира и в среднем по странам ОЭСР. 4,2% показали высокий уровень овладения естествознанием (5 и 6 уровни). Они смогли применить естественнонаучные знания и знания о науке во многих предложенных им сложных жизненных ситуациях, дать объяснения и аргументацию на основе критического анализа рассматриваемой проблемы; связать информацию и объяснения из различных источников и использовать их для обоснования различных решений. Они продемонстрировали готовность использовать свои знания для обоснования решений, принимаемых в незнакомых научных и технических ситуациях.

Результаты исследования PISA Базовым уровнем грамотности (2-й уровень грамотности (естественнонаучной, математической и чтения) при достижении которого учащийся начинает демонстрировать наличие умений, которые обеспечивают ему возможность активно использовать полученные в школе знания, овладевает существенно более низкий процент российских учащихся (естествознание –77,8%, математика – 73%, чтение – 64,3%) в сравнении с лидирующими странами (90-97% по всем предметам). При этом достаточно большой процент российских учащихся (22,3%) не овладели базовым уровнем. Это означает, что, окончив основную школу, они имеют только ограниченный запас естественнонаучных знаний, которые они могут применять только в знакомых ситуациях. Они могут давать в основном очевидные объяснения, которые явно следуют из имеющихся данных.

Результаты исследования PISA Уровень овладения российскими выпускниками основной школы читательской грамотностью как средством для обучения значительно низок (440 баллов, место среди 57 стран), причем данный уровень падает по сравнению с 2000 г.

Распределение выпускников по полученным отметкам, ЕГЭ

Результаты исследования PISA В профиле образовательных достижений российских выпускников основной школы выделяются умения воспроизводить и применять предметные знания в сравнении с умениями применять методологические знания, например, например, связанные с проведением экспериментов. Существенно ниже уровень сформированности интеллектуальных умений (higher order skills), например, анализировать, обобщать, прогнозировать, работать с данными и др.

Изменение содержания выполняемой работы и необходимых для этого умений на рынке труда (США) Годы Рутинные когнитивные Рутинные ручные Не рутинные аналитические Не рутинные интерактивные Не рутинные ручные Источник: Autor et al., 2003: Levy and Murnane, 2006

Более эффективные школы в России (по результатам исследований PISA и TIMSS) Более крупные образовательные учреждения – с хорошей материальной базой, –c укомплектованным штатом учителей, –c хорошими образовательными ресурсами (библиотекой, лабораторным оборудованием, компьютерами и т.д.), Больше учителей, удовлетворенных своей работой Более мотивированные учащиеся Доброжелательные отношения между учащимися и учителями Высокие требования к учащимся Хорошая дисциплина и др.

Учащиеся в более эффективных школах (по результатам исследований PISA и TIMSS) В ыявлено, что учащиеся имеют более высокие результаты, если: Они хорошо мотивированы, Не тревожны, Верят в собственные силы и способности, Владеют эффективными стратегиями обучения (включая постановку цели, выбор стратегий, самоконтроль и самооценку процесса обучения)

Взаимодействие с экспериментальными школами РАО Участие в апробации инструментария для оценки достижения планируемых результатов (стандарты второго поколения) Отработка инструментария ЕГЭ и экзаменов 9 класса в новой форме: –моделей заданий нового типа –системы оценивания заданий с развернутым ответом Участие в апробации инструментария международных сравнительных исследований качества образования Участие в создании диагностических материалов (выявление причин типичных ошибок учащихся)

Ковалева Галина Сергеевна Центр оценки качества образования ИСМО РАО Тел/факс 8 (499) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Вопросы и комментарии