Проект «Нелинейная модель школьного расписания в ОУ»
Актуальность темы: Сегодня образование России (равно как и других развитых стран) стоит перед очевидной необходимостью пересмотра своих целевых установок. А именно, в ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем, т.е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным.
Категорией, регламентирующей внешнюю сторону организации процесса обучения, т.е., определяющую, когда, где, кто и как обучается, является расписание.
НЕЛИНЕЙНАЯ МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОГО РАСПИСАНИЯ «переход к нелинейному расписанию, к нелинейной образовательной программе, где ни один класс не сидит в одном и том же месте в одно и то же время. Должны быть разные группы людей - кто-то идет на хор, кто-то на экскурсию. Образовательные путешествия тоже должны стать частью программы, легальными занятиями». Александр Изотович АДАМСКИЙ, ректор Института образовательной политики "Эврика", зам. председателя Комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации Общественной палаты РФ
«это не будет день сплошных уроков - это комбинация уроков, театральных, спортивных, индивидуальных занятий, экскурсий и походов, социальных проектов. Разнообразие занятий - это и условие сохранения здоровья, и достижение необходимых результатов. Если к тому же в стандарте будет закреплена система оплаты труда учителя, при которой оплачиваются не только уроки, но и все занятия, которые он или она проводит с детьми, в том числе и индивидуальные занятия, и экскурсии, и походы, и ведение школьного театра, и т. д., то надо будет увеличивать фонд оплаты труда примерно на 30% по сравнению с существующим.». Исаак Иосифович КАЛИНА, заместитель министра образования и науки.
Проблема: Отсутствие (локальность) практики достижения нового качества образования Проектное решение: Изменение режима и форм организации образования в ОУ. Уровень решения проблемы: ОУ
Ведущий замысел проекта: отказ от единообразия и шаблонности в педагогической деятельности и взятие курса на вариативность содержания и способов обучения учащихся. Выстраивание образовательного пространства, адекватного возрастным особенностям ребёнка через создание условий для социального и образовательного самоопределения; для получения школьниками качественного современного образования: позволяющего выпускнику занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию.
Ключевые идеи проекта: Вариативность как множественность форм, приемов и способов построения модели обучения; Моделирование как эффективный метод преобразования школьного расписания; Субъективность и социальное партнерство как выражение необходимости компетентности, творческого личностно-значимого участия школьных администраций, учителей, учащихся, родителей, общественности в работе по формированию модели обучения ( акцент должен делаться на развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, с окружающей действительностью и с собой, через развитие детских инициатив).
Цель проекта: изменение условий образовательного процесса в школе, через создание нелинейной структуры школьного расписания.
Условия для осуществления проекта. Внесение изменений в Типовое положение об образовательном учреждении. Внесение изменений в Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях «СанПиН » Изменение существующих стандартов образования (принятие нового ФГОС, соответствующего современным вызовам, ожиданиям со стороны государства, общества, семьи, бизнеса). Изменение компетенции и компетентности педагога; Внесение изменений в БУП.
Виды деятельности младшего школьника: Игровая деятельность (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами) Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.) Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях ) Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Типы занятий: аудиторные и внеаудиторные: Урок, экскурсия, творческая мастерская, конференция, спортивные соревнования, образовательное путешествие, познавательная лаборатория, школьная театральная студия, спортивные секции, поход, индивидуальные занятия, социальные проекты, занятия в клубе.
Наименование ООП Соотношение Федерального и школьного компонентов (%) Соотношение учебной/внеучебн ых видов деятельностей (%) Соотношение аудиторных занятий и самостоятельной работы учащихся (%) ООП начальное общее образование 80/20 90/10 ООП основное общее образование 60/40 75/25 ООП Среднее (полное) общее образование 40/6060/40 Соотношения отдельных компонентов базисного учебного плана
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НЕЛИНЕЙНОЕ РАСПИСАНИЕ УРОКОВ
Риски проекта: Неготовность большинства педагогов работать в новых условиях; Возможность неприятия новой модели частью родительской общественности; Неадекватная оценка учащимися своих учебных возможностей; Отрицательная динамика основных показателей, характеризующих уровень развития учащихся (в том числе – отсутствие устойчивых познавательных интересов, несамостоятельность большинства школьников в решении учебных и жизненно- практических задач) Недостаточные технические возможности школы
Результаты: Отход от традиционной формы урочного обучения; Плюрализм форм организации занятий; Реальная индивидуализация обучения; Применение технологий развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся; Замена точечного контроля усвоения знаний непрерывным мониторингом обученности. В том числе изменение системы оценивания; Размыкание и расширение образовательного пространства учащегося и учителя; Размывание, а в перспективе и удаление границы между урочной и внеурочной деятельностью. Переход к оплате всех видов деятельности учителя.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!