Компетентностная модель ученика в образовательном процессе и самореализация учащихся в условиях современной школы Подготовила: зам. директора по НМР Ширяева Т. А.
Модель выпускника Выпускник школы – свободная, творчески развитая социально-ориентированная личность, способная к самореализации и саморазвитию. 3 группы характеристик: I. Здоровье; II. Культура личности, жизненные и нравственные позиции; III. Познавательная деятельность, знания и умения;
Что может и должна предложить школа для самореализации учащегося? Первый путь самореализации учащихся – применение новых современных педагогических технологий: Первый путь самореализации учащихся – применение новых современных педагогических технологий: а) традиционные; б) развивающие; в) игровые; г) тестовые; д) модульно-блочные; е) интегральные, например, проектная;
Второй путь самореализации учащихся – всякий вид творчества: I. Формы проведения уроков: 1. Урок-конференция; 2. Урок-защита проектов; 3. Урок-моделирование учебных элементов; 4. Урок-деловая или урок-ролевая игра; 5. Урок- КВН, «Что, где, когда?»; 6. Урок-митинг, дискуссия, телепередача, «живая газета», устный журнал; 7. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, ученый совет 8. Уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж; 9. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, комментарий, интервью, репортаж, рецензия;
II. Различные виды соревнований между учащимися 1. Предметные олимпиады; 2. Конкурсы чтецов, певцов, танцоров, программистов; 3. Соревнования спортсменов, внутри классов, между классами; 4. Игры: брейн-ринг, «Умники и умницы», «Что, где, почему?», «Самый умный», «Поле чудес», «Счастливый случай», тематические викторины; 5. Фестивали; 6. Научно-практические конференции; 7. Мероприятия старших для маленьких.
III путь самореализации Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто Лауэ Классификация общеучебных умений и навыков: Учебно-организационные умения и навыки; Учебно-организационные умения и навыки; Организация рабочего места; Организация рабочего места; Выполнение правил гигиены; Выполнение правил гигиены; Принятие учебной цели; Принятие учебной цели; Выбор способов деятельности; Выбор способов деятельности; Планирование организации контроля; Планирование организации контроля;
Учебно-интеллектуальные умения и навыки сравнение анализ систематизация обобщение абстрагирование моделирование классификация мысленный эксперимент причинно-следственные связи
Учебно-информационные умения и навыки чтение текста работа с учебником практическая работа работа с дополнительной литературой работа со справочной литературой усвоение информации с помощью ТСО, видео, компьютера, аудиозаписи
Учебно-коммуникативные умения и навыки Письменная речь Устная речь Учебное слушание
Построение компетентностной модели Первые шаги к построению компетентностной модели образования необходимо делать уже сегодня. В качестве первоочередных мер обозначим три основные: I. Расширить в структуре учебных программ по общеобразовательным дисциплинам межпредметный компонент, то есть включить в содержание данного предмета учебный материал из других областей знаний; II. Создание принципиальной схемы введения компетентностных элементов во все образовательные области учебного плана; III. Реальной организационной формой реализации компетентностной модели образования должна стать профильная старшая школа.
Спасибо за внимание!