Познавательные универсальные учебные действия МОУ "Гимназия 7" (полного дня) г. Оренбурга. Гринцова С.Н.
Познавательные универсальные действия Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; МОУ "Гимназия 7" (полного дня) г. Оренбурга. Гринцова С.Н.
Познавательные универсальные действия Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического, и официально – делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; МОУ "Гимназия 7" (полного дня) г. Оренбурга. Гринцова С.Н.
Познавательные универсальные действия Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково – символические действия: - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно – графические или знаково – символические) - преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; МОУ "Гимназия 7" (полного дня) г. Оренбурга. Гринцова С.Н.
Логические универсальные действия: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез – составление целого из частей; - выбор оснований для сравнения, классификации объектов; - установление причинно – следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. МОУ "Гимназия 7" (полного дня) г. Оренбурга. Гринцова С.Н.
Планируемые результаты по формированию познавательных УУД на ступени начального общего образования Выпускник научится: Осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи с использованием учебной литературы; Использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; Строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Основам смыслового чтения и выделению существенной информации; МОУ "Гимназия 7" (полного дня) г. Оренбурга. Гринцова С.Н.
Планируемые результаты по формированию познавательных УУД на ступени начального общего образования Осуществлять анализ, синтез, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, обобщать; Устанавливать причинно-следственные связи; Выпускник получит возможность научиться: Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; МОУ "Гимназия 7" (полного дня) г. Оренбурга. Гринцова С.Н.
Планируемые результаты по формированию познавательных УУД на ступени начального общего образования Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; МОУ "Гимназия 7" (полного дня) г. Оренбурга. Гринцова С.Н.
Условия развития познавательных мотивов Развитие учебных и познавательных мотивов в начальной школе требует от учителя организации следующих условий: - создание проблемных ситуаций, активизации творческого отношения учащихся к учебе; - формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения; обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач; оценивание знаний учащегося с учетом его основных достижений; - организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества МОУ "Гимназия 7" (полного дня) г. Оренбурга. Гринцова С.Н.
УУД в программном содержании Реализация программы по формированию УУД побудила разработчиков ввести в тематическое планирование, сопровождающее программу каждого предмета, специальную структурную единицу - характеристику деятельности учащихся, в которой раскрывается деятельностный компонент содержания начального образования. Нужно иметь в виду, что в данном случае деятельность характеризуется не столько как методическая особенность обучения, а как обязательное содержание образования младшего школьника: этому учитель должен учить, он должен так строить процесс обучения! В этом новизна, современность и психологическая обоснованность примерных программ начального общего образования. МОУ "Гимназия 7" (полного дня) г. Оренбурга. Гринцова С.Н.
Приёмы формирования познавательных УУД МОУ "Гимназия 7" (полного дня) г. Оренбурга. Гринцова С.Н. - Приём « Инсёрт» или «Условные значки - Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях:или ? -я это знал, + - это для меня новое, - - это противоречит моим знаниям, ? - об этом хочу узнать больше. Применение этого приёма способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала. -Толстые и тонкие вопросы.тонкие Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие ), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя (толстые ). Кто… Дайте объяснение, почему… Что… Почему вы думаете… Когда… В чём разница…
Перепутанные цепочки - Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные - Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки - Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют Верные и неверные утверждения В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности МОУ "Гимназия 7" (полного дня) г. Оренбурга. Гринцова С.Н.
Шесть шляп мышления - Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты. - Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон. - Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею. - Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить. - Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление. - Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности, о том, с чем связано МОУ "Гимназия 7" (полного дня) г. Оренбурга. Гринцова С.Н.
- Прием «Корзина» идей, понятий, имен... Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. - Прием «Составление кластера» Прием Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины». Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. МОУ "Гимназия 7" (полного дня) г. Оренбурга. Гринцова С.Н.
Приём «Диаманта» Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению · 1, 7 строчки – существительные антонимы; · 2 – два прилагательных к первому существительному; · 3 – три глагола к первому существительному; · 4 – два словосочетания с существительными; · 5 – три глагола ко второму существительному; · 6 – два прилагательных ко второму существительному. Например: Город Большой, древний Строится, растет, процветает Известный город, маленькая деревня Возрождается, развивается, кормит Красивая, родная Деревня МОУ "Гимназия 7" (полного дня) г. Оренбурга. Гринцова С.Н.
Прием «Фишбоун» (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты. Прием Прием « Мудрые совы» Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке. Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми? МОУ "Гимназия 7" (полного дня) г. Оренбурга. Гринцова С.Н.
Основные выводы Даже беглый анализ приведенных примеров показывает, что учебные умения, которые формируются сначала на программном содержании конкретного учебного курса, «вынуждены преобразовываться в общеучебные (надпредметные) и постепенно переходить на качественно новый уровень – универсальных умений. МОУ "Гимназия 7" (полного дня) г. Оренбурга. Гринцова С.Н.
Основные выводы Представленное таким образом содержание образования в начальной школе позволяет получить в виде его конкретного результата развитые универсальные учебные действия, формированию которых на начальном этапе систематического обучения до сих пор не уделялось должного внимания. МОУ "Гимназия 7" (полного дня) г. Оренбурга. Гринцова С.Н.