Проблема разработки модели специалиста нового типа Птицына Ольга Николаевна, к.п.н., доцент ЯГУ
Тенденции развития современного образования Расширение образовательной среды, ориентация на принципы открытого образования Изменение отношения обучающихся к собственной позиции в системе образования Востребованность обучения в «течении всей жизни», широкое распространение современных образовательных и информационных технологий Необходимость применения личностно- ориентированного подхода к обучению Оказание помощи и поддержки обучающимся в активизации их образовательной деятельности, самостоятельной работе
Модель компетентностного подхода в системе образования Великобритании 1. Коммуникационные компетенции: - умение работать с информацией, - умение взаимодействовать с людьми в разных культурных средах 2. Базовые: - умение работать в группе - умение принимать решения
Модель компетентностного подхода в системе образования США Знания Умения ценности
Модель компетентностного подхода в системе образования России Профессиональные Социальные Индивидуально-личностные
Традиционный подходСовременные тенденции Образовательный процесс ориентирован на обучаемых (обучаемый уверен, что преподаватель знает, что ему нужно) Образовательный процесс ориентирован на обучающихся (они сами знают, что хотят получить в процессе обучения) Формируются личность, знания, умения Личностные знания добываются, распознаются потребности и мотивы, оказывается помощь в саморазвитии Учат приобретать знания впрокУчат приобретать знания в деятельности, моделирующей будущую профессиональную или любую другую Учебно-методические материалы ориентированы, в основном, на содержание, требуют большой сопроводительной работы со стороны преподавателя Учебно-методические материалы в большей степени берут на себя функцию управления познавательной деятельностью обучающихся
Формирование компетентностной модели (портрета) специалиста Анализ ГОС по направлению/специальности Анализ мнения работодателей Анализ мнения преподавателей Анализ мнения студентов-выпускников Анализ требований зарубежных профессиональных сообществ Выявление компетенций выпускника