Белодед Ирина Вадимовна, заместитель директора по УР первой квалификационной категории Учебный план ОУ как средство развития поликультурного пространства школы
- поликультурное образование составляет органическую часть современного общего образования. Оно содействует подготовке учащихся к жизни в поликультурной и многонациональной среде на основе уважения других народов, ненасилия и мира ; - система содержания поликультурного образования имеет четырехкомпонентную структуру : развитие социокультурной идентификации учащегося как условия понимания и вхождения в поликультурную среду ; - овладение основными понятиями, определяющими разнообразие мира ; - воспитание положительного отношения к разнообразию культур ; формирование умений, составляющих поведенческую культуру мира ; - эффективность системы поликультурного образования зависит от ее целостности, целенаправленности, интеграции в существующие школьные программы ; активизации личности ученика как субъекта воспитания и обучения ; - поликультурное образование ( его содержание и процесс ) должны учитывать социокультурную специфику среды, в которой находятся учащиеся, и их индивидуальные особенности ; - поликультурное образование имеет комплекс специфических методов и приемов воздействия на личность, применение которых позволяет решать сложные задачи поликультурного образования.
Принципы построения УВП в профильном обучении принцип воспитания личности - т. е. определение позиции индивида по отношению к самому себе, государству, обществу, формирование у обучающихся нравственно - волевых качеств, взглядов, убеждений, представлений. принцип воспитания личности - т. е. определение позиции индивида по отношению к самому себе, государству, обществу, формирование у обучающихся нравственно - волевых качеств, взглядов, убеждений, представлений. принцип поликультурности – т. е. учет специфики региона, школы, формирование толерантности и способности к быстрой адаптации к условиям общества. принцип поликультурности – т. е. учет специфики региона, школы, формирование толерантности и способности к быстрой адаптации к условиям общества.
Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ Республики Татарстан, реализующие программы общего образования Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ Республики Татарстан, реализующие программы общего образования Федеральный компонент Региональный ( национально - региональный ) компонент Компонент образовательного учреждения
фундаментальное ядро цикл базовых дисциплин русский язык, родной язык, иностранный язык, математика, информатика цикл гуманитарных дисциплин литература, искусство, география, история, обществоведение цикл естественно - научных дисциплин физика, химия, биология
Главная цель языкового поликультурного образования Подготовка обучающихся к активному и полноценному сотрудничеству в современном поликультурном мире средствами изучаемого языка Формирование мировоззрения Система непрерывного образования начальная школа основная школа старшая школа
Современная система национального образования Татарский язык и татарская литература сбалансированное соотношение часов ( русский язык, татарский язык ) полилингвистическая культура ( В оспитание трехъязычного выпускника ) эксперимент по реализации технологии концентрированного обучения в процессе преподавания татарского и иностранного языков. углублённое изучение языков краеведение страноведение
Иностранный язык Увеличение удельного веса предмета за счёт обязательного введения изучения языка в начальной школе Увеличение удельного веса предмета за счёт обязательного введения изучения языка в начальной школе Увеличение количества часов за счёт школьного компонента. Увеличение количества часов за счёт школьного компонента. задача : достижение функциональной грамотности школьников, их общего развития задача : достижение функциональной грамотности школьников, их общего развития
Целью изучения русского языка становится формирование функциональной грамотности, до введения новых стандартов упор делался лишь на академическую грамотность … … на первый план выходит коммуникативная часть предмета – умение общаться, владение продуктивной устной речью, умение составлять тексты различных стилей : художественного, публицистического, официально - делового, научного …» класс с этнокультурным компонентом обучения деление класса на группы увеличение количества часов результат
Общественные науки В процессе изучения усвоение исторических фактов и событий прошлого осуществляется посредством интерпретации многочисленных накопленных историко - культурных реалий с выходом на их осмысление в контексте языка исторической памяти, событий настоящего и будущего. В процессе изучения усвоение исторических фактов и событий прошлого осуществляется посредством интерпретации многочисленных накопленных историко - культурных реалий с выходом на их осмысление в контексте языка исторической памяти, событий настоящего и будущего.
Предметы эстетического цикла В изучение предполагает использование во всех аспектах языка креативного освоения действительности, становление личностного, пристрастного, автономного отношения к культурным реалиям, создание индивидуальных языковых концептов. В изучение предполагает использование во всех аспектах языка креативного освоения действительности, становление личностного, пристрастного, автономного отношения к культурным реалиям, создание индивидуальных языковых концептов.
Литература Главной целью при изучении становится подготовка квалифицированного читателя, способного глубоко и эстетически полноценно воспринимать текст как особый знак, язык автора ( художественный, публицистический и т. д.), оценивать его, то есть переводить нравственно - эстетический потенциал того или иного произведения в глубокий личностный план (« язык смысла »).
Естественнонаучные и математические науки В методике преподавания всегда присутствовало понимание необходимости использования разных языков образовательного пространства, в особенности языка понятий, символов, графического языка, языка статистической обработки материалов, языка эксперимента, в качестве средств освоения предметного содержания этой образовательной области. Включение этих искусственных, символических языков в тезаурус учащегося, несомненно, расширяет полиязыковое Я - пространство. В методике преподавания всегда присутствовало понимание необходимости использования разных языков образовательного пространства, в особенности языка понятий, символов, графического языка, языка статистической обработки материалов, языка эксперимента, в качестве средств освоения предметного содержания этой образовательной области. Включение этих искусственных, символических языков в тезаурус учащегося, несомненно, расширяет полиязыковое Я - пространство.