Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа год г. Гуково ВЛИЯНИЕ ОБЩНОСТИ ОБУЧАЮЩИХ И ОБУЧАЕМЫХ НА ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
и пути их формирования в условиях класса, школы. определить приоритетные качества личности, способствующие самореализации и самоактуализации в современных социально- экономических условиях и возможность целенаправленного влияния на него; рассмотреть сущность, особенности, формы процесса социализации
Повестка дня: Функции воспитания по управлению процессом социализации личности». (Горкунова М.П.) Оценка образовательной среды, влияющей на процессы социализации в школе. (Куцова А.Ю.) Приоритетные качества личности, способствующие самореализации и самоактуальности в современных социально- экономических условиях и пути их формирования в условиях школы». (Травкина Е.Н.) Расширение воспитательного пространства на основе связей с социальной средой. (Ступникова Е.Н.)
Предмет исследования: Возможность и способы влияния общности обучающих и обучаемых на процессы социализации. «Кроме законов наследственности надо параллельно изучать воспитывающую среду, тогда, может быть, не одна загадка найдёт своё разрешение». Януш Корчак Объект исследования: Процессы социализации в системе образования.
Сравнение процессов ВОСПИТАНИЕ Это целенаправленный процесс Дискретный, т.е.прерывный процесс Осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания ВОСПИТАНИЕ Это целенаправленный процесс Дискретный, т.е.прерывный процесс Осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания СОЦИАЛИЗАЦИЯ Процесс стихийный Процесс непрерывный Осуществляется всю жизнь, начиная с рождения и не прекращаясь на протяжении всей жизни СОЦИАЛИЗАЦИЯ Процесс стихийный Процесс непрерывный Осуществляется всю жизнь, начиная с рождения и не прекращаясь на протяжении всей жизни
Социализация – интеграция в определённую среду. Социализация как адаптация к определённым социальным условиям. СОЦИАЛИЗАЦИЯ Пассивное приспособление к социальной среде Активное вхождение в социум (готов к принятию самостоятельных решений)
Феномен «выученной беспомощности» Отвыкают говорить Появляется чувство недееспособности Неуверенно сть в своих силах Боязнь высказать своё мнение Снижение мотивации учебной деятельности Появляется страх вызова к доске
Как создать ситуацию успешности? развить поисковую активность в готовности к принятию решений в ситуации выбора. развить поисковую активность в познавательной и творческой активности; развить поисковую активность в самостоятельном поиске источников необходимой информации;
Переход с монологических методов к диалогу и полилогу, активизация учащихся Использование интерактивных форм организации учебного процесса Предоставление права выбора уровня достижений и способа выполнения задания Дифференциация содержания образования на завершающем этапе Направления перестройки процесса усвоения знаний СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Естественно-математический цикл формирует мировоззрение, дисциплинирует мысль, формирует единую модель мира. Гуманитарные предметы способны влиять на развитие нравственной культуры личности, структуру ценностей и потребностей учащихся. «Технология» создаёт условия актуализации знаний по основам наук, благодаря чему формируется культура труда, организаторские качества и поисковая активность личности. Информационные технологии, иностранные языки обеспечивают функциональную грамотность будущего специалиста в любой сфере деятельности, самореализацию и конкурентоспособность личности. Предметы эстетического цикла формируют человека культуры, расширяя кругозор, творческий потенциал личности и формируя способность подходить к явлениям действительности и искусства с эстетической мерой. Реализация возможностей каждой образовательной средой
Функции воспитательной деятельности по управлению позитивной социализацией учащихся Предупреждение и коррекция детских комплексов Компенсация недостатков первичной социализации Активное использование возможностей социальной среды Предотвращение влияния негативных факторов социальной среды
Школа – «центр кристаллизации» Целевая установка на обеспечение готовности к позитивной социализации в форме интеграции Коррекция детских комплексов, расширение воспитательного пространства на основе связи с социальной средой Выполнение функций компенсации недостатков первичной социализации Обеспечение нравственной устойчивости воспитанников к влиянию негативных факторов социальной среды Гуманизация позиции педагога, способного с уважением и оптимистической позицией принять ребёнка, проявить симпатию, создать благоприятный нравственно- психологический климат в коллективе
необходимо включить в содержание образования такие компоненты, которые обеспечат подготовку учащихся к жизни в быстро меняющемся обществе из содержания образования должны быть исключены такие компоненты, которые оказываются невостребованными в жизни учащихся после окончания школы. Школьное самоуправление как средство успешной социализации обучающихся в школе Отбор содержания мероприятий должен быть соотнесен с возможностями и способностями участия всех учащихся.
Удовлетворённость участников образовательного процесса (5 – 11 классы) Я иду в школу с радостью.
Удовлетворённость участников образовательного процесса В школе у меня обычно хорошее настроение
Удовлетворённость участников образовательного процесса К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации
Удовлетворённость участников образовательного процесса В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение.
Удовлетворённость участников образовательного процесса У меня есть любимые школьные предметы.
Удовлетворённость участников образовательного процесса Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
Карьерная среда- активный, но зависимый Безмятежного потребления- свободный, однако, пассивный Идейная – свободный и активный ребёнок Типы «воспитывающей среды» Типы «воспитывающей среды» Догматическая – зависимый и пассивный ребёнок
Характеристика активной личности Учёт возрастных особенностей Умение планировать деятельность Работоспособность и готовность к самостоятельным решениям в ситуации выбора Целеустремлённость и настойчивость в достижении цели 9
Проблемные факты и негативные тенденции в начальной школе Преобладающим остается формализованный подход к ученику, от которого требуется, чтобы он был удобен для школы, а не школа для него Присущее дошкольникам доверчивое отношение к людям, открытость окружающему миру, положительное самоощущение не развивается, а разрушается Гасится здоровое детское любопытство и творческий потенциал дошкольников и младших школьников, исчезает детская инициативность Сохраняется чисто формальная, «ЗУНовская» ориентация, отсутствует направленность на развитие ребенка Нивелируется индивидуальность детей Падает уровень обучения Показатели здоровья и эмоционального благополучия детей неудовлетворительны
Проект решения: –Классным руководителям включить в план воспитательной работы на новый учебный год вопрос социализации личности. –Спланировать работу ШМО на новый учебный год с учетом возможностей решения задач социализации средствами образовательных предметов. –Включить в план работы психолога школы семинар для учащихся, способствующий самопознанию, самореализации и самоактуализации школьников в современных социально- экономических условиях. –Продолжить работу над резервами в традиционных общешкольных мероприятиях, которые бы способствовали социализации обучающихся в форме интеграции. –Включить в план внутришкольного контроля отслеживание системы работы классного руководителя и учителя- предметника по формированию поисковой активности, работоспособности, целеустремленности, усидчивости, аккуратности, по формированию умения планировать деятельность и достигать конечных результатов.
Проект решения: –Считать обязательным и важным при оценке работы педагога -переход с монологических методов к диалогу и полилогу, -использование интерактивных форм организации учебного процесса для активизации учащихся, -предоставление права выбора ученикам уровня достижений и способа выполнения задания, –Создать каждому ребенку, подростку ситуации успешности, а для этого - включать их в ту деятельность, которая позволит самореализоваться, почувствовать себя значимым для других. –Продолжить работу по реализации принципа регионализации, проявляющегося в опоре на трудовые и художественные народные традиции, в приобщении к искусству мастеров, к народной педагогике. Активизировать воспитательную работу во второй половине дня.