Использование «Модели содержания образования» при работе в образовательной системе «Школа 2100» Зам.директора по УВР Цыганова С.К.
Некоторые задачи, стоящие перед школой при введении ФГОС НОО: Создание ООП НОО. Планирование образовательного процесса (ОП). Размещение и сохранение материалов ОП. Фиксация хода ОП и результатов освоения ООП. Организация взаимодействия между участниками ОП. Построение индивидуальной образовательной траектории ученика на основе результатов психологического мониторинга и мониторинга здоровья. Обеспечение контролируемого доступа участников ОП к информационным образовательным ресурсам сети Интернет. Осуществление методической работы на основе ФГОС НОО. Взаимодействие ОУ с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими ОУ и организациями.
Информационно-образовательная среда школы, построенная на основе МС-ИОС 2010 позволила автоматизировать решение следующих задач Размещение и сохранение материалов ОП. Планирование образовательного процесса. Организация взаимодействия между участниками ОП. Построение индивидуальной образовательной траектории ученика на основе результатов психологического мониторинга и мониторинга здоровья. Осуществление методической работы на основе ФГОС НОО. Создание ООП НОО.
Взаимодействие между участниками образовательного процесса Работа с единой базой данных. Позволяет осуществлять анализ и корректировку разработанных материалов. Доступ всех участников образовательного процесса ко всем необходимым материалам.
Электронная модель содержания образования: Фундаментальное ядро содержания общего образования; Требования к результатам освоения ООП; Перечень УУД; Планируемые результаты по учебным предметам; Содержание учебных предметов.
ЭМСО Начало проекта – сентябрь 2010г. Образовательная система «Школа 2000» ( учебный год) учебный год – «Школа 2100». Лаборатория по введению ФГОС (зам.директора, руководитель МО, учителя 1-х классов)
ЭМСО Учебный план. Тематическое планирование. Технологическая карта урока.
Учебный план Разработан для конкретной образовательной системы. Включает пояснительную записку, сетку часов. Позволяет: увидеть недельный и годовой вариант, отображает федеральный и школьный компонент, дидактические единицы из тематического планирования. Возможен вывод на печать. Позволяет провести анализ тематического планирования на предмет рационального распределения дидактических единиц. Включает внеурочную деятельность.
Тематическое планирование Типовые тематические планы по всем предметам. Состоит из титульного листа, пояснительной записки и таблицы тематического планирования. Имеет как электронную форму, так и печатную. Включает в себя темы, планируемые результаты, характеристику деятельности учащихся, формируемых УУД. Отражает единицы школьного компонента.
Технологическая карта урока Составляется на основе ЭМСО. Включает: этапы урока, дидактические единицы, характеристику деятельности учителя и учащихся, планируемые результаты учебной деятельности, результаты формирования УУД. Составляется учителем при подготовке к уроку.
Использование ЭМСО учителем Просмотр содержания учебных предметов, УУД в соответствии с авторскими программами. Изучение элементов содержания (дидактические единицы) соотнесённых с планируемыми результатами и с формированием УУД. Использование сведений о ДЕ при подготовке к уроку (технологическая карта). Получение отчёта о ДЕ.
Подготовительный этап в работе с ЭМСО Определение образовательной системы (комплекта). Установить соответствие содержания учебной программы требованиям Стандарта. Определение школьного компонента содержания учебного предмета. Установление связей между ДЕ.
Установленные связи позволяют: Выявить каково расширение Стандарта (т.е. имеются ли дополнительные ДЕ); Выявить в полной ли мере содержание учебной программы соответствует требованиям Стандарта. Выяснить, в каких ещё предметах используется данная ДЕ.
Междисциплинарные программы программа формирования универсальных учебных действий; работа с информацией; формирование культуры безопасности жизнедеятельности.
Работа с информацией Основная задача – формирование информационной грамотности. «Информационная грамотность» понимается как совокупность умений работы с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, например, при работе над проектами.
Организация методической работы на основе ФГОС На уровне педагогического коллектива Консолидация, сплочение коллектива; Анализ, обобщение, распространение прогрессивного опыта, рождённого внутри коллектива; Стимулирование группового педагогического творчества и инициативы учителей.
Организация методической работы на основе ФГОС На уровне конкретного учителя: Обогащение профессиональных знаний; Развитие современного стиля педагогического мышления (нацеленность на конечные результаты, демократичность, системность, педагогическая направленность, социальная ориентированность, самостоятельность); Формирование готовности к профессиональному самообразованию.
Организация методической работы на основе ФГОС Содержание методической работы Дидактическая подготовка учителей (изучение ФГОС и сопутствующих документов, изучение содержания ООП, современных подходов к обучению…); Психологическая подготовка учителей (подходы к формированию УУД, психологические аспекты введения Стандарта); Подготовка учителей в сфере ИКТ (использование МС-ИОС 2010 в работе); Частнометодическая подготовка учителей (изучение содержания учебного предмета в свете требований Стандарта, постановка задачи реализации требований Стандарта, реализация системно-деятельностного подхода).
Организация методической работы на основе ФГОС Формы организации методической работы Творческие микрогруппы Временные творческий коллектив Проектные команды Семинары Стажировки и т.д.
Содержание образования в полном объеме представлено в электронной модели. С ней работают учителя, администрация школы. Оснащенность школы компьютерами позволяет реализовать доступ к содержанию практически в любое время.