ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СИСТЕМЕ ЗАДАНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ Богданова Н.Н., методист кафедры методики преподавания химии МИОО
Основные результаты обучения в основной школе научиться описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления, интерпретировать научную аргументацию и выводы, встречающиеся в средствах массовой информации
Основные результаты обучения в основной школе научиться понимать методы научных исследований, выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов
Основные результаты обучения в основной школе научиться понимать проблему, характеризовать проблему, представлять проблему в различных видах текстов, решать проблему, исследовать полученные решения, выбирать форму представления полученного результата
Компетентностно ориентированная задача контекст - личностный - социальный - глобальный дополнительна я информация (межпредметные знания и умения) предметные знания и умения личный опыт (надпредметны е способы деятельности) решение (формулировани е ответа)
Требования к компетентностно ориентированной задаче фрагментарность данных мозаичность информации интегративность адресность неопределенность формы ответа
Требования к системе компетентностно ориентированных задач - содержание контекстов соответствует изучаемому программному материалу - содержание контекста личностно значимо для ученика или представляет интерес для сообщества, к которому он принадлежит - формулировка вопросов предполагает различные типы работы с текстом и нетекстовой информацией - предлагаемые вопросы должны формировать общеучебные умения, необходимые для их решения
Группы умений, наиболее значимые для формирования ЕНГ понимание письменного текста и работа с текстовой информацией : 1)Выделять явно и/или неявно заданную в тексте информацию 2)Преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования 3)Применять информацию из текста в измененной ситуации 4)Критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации
Группы умений, наиболее значимые для формирования ЕНГ Использование различных методов познания 1)Сравнивать и классифицировать описанные в тексте объекты 2)Выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого, характерные причинно- следственные связи 3)Делать выводы (оценивать соответствие выводов имеющимся экспериментальным данным), простые прогнозы, планировать эксперимент и т.д.
Группы умений, наиболее значимые для формирования ЕНГ Владение способами деятельности, относящимися к решению проблем: 1) выявлять проблему в ситуациях избыточной информации 2) формулировать цель, делить ее на ряд последовательных задач; 3) находить альтернативные пути и средства решения задач, в том числе оценивать необходимость и масштабы привлечения внешних ресурсов; 4) подбирать наиболее вероятные последствия описанных действий или событий
1)отвечать на прямые вопросы к содержанию текста 2)отвечать на вопросы, требующие применения информации из текста и запаса имеющихся знаний
выделять основания для классификации, -определять степень полноты классификационных признаков, -ранжировать объекты, -заполнять предложенные схемы, отражающие классификацию объектов -выделять основания для классификации, -определять степень полноты классификационных признаков, -ранжировать объекты, -заполнять предложенные схемы, отражающие классификацию объектов
-выводить из содержания текста те идеи и соотношения, которые не раскрыты в нем в явном виде
- выявлять проблему в ситуациях избыточной информации - формулировать цель, делить ее на ряд последовательных задач
- отвечать на вопросы, требующие применения информации из текста и запаса имеющихся знаний
-Подбирать наиболее вероятные последствия описанных действий или событий
-выводить из содержания текста те идеи и соотношения, которые не раскрыты в нем в явном виде