II Всероссийский конкурс «Мой лучший урок» Преподавателей общеобразовательных учреждений, Посвященного 175-летию со дня рождения Д. И. Менделеева г. Москва. Роль и место научно-исследовательской деятельности в проектном обучении Выполнила руководитель кафедры Естественно - научных дисциплин МОУ «Гимназия»: Алехина О.П. - учитель биологи.
Естественнонаучная грамотность – способность использовать Естественнонаучная грамотность – способность школьника использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблемы, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Обоснование темы Учебно-исследовательская и проектная деятельность как составная часть учебных проектов необходима для формирования естественно - научной грамотности школьника. Учебно-исследовательская и проектная деятельность как составная часть учебных проектов необходима для формирования естественно - научной грамотности школьника. Для того чтобы учение было интересным, обучение должно быть «проблемным», то есть должно содержать элементы исследовательского поиска. Для того чтобы учение было интересным, обучение должно быть «проблемным», то есть должно содержать элементы исследовательского поиска. Обучение, основанное на творчестве, способно увлечь ученика, заинтересовать его, пробудить в нем желание познания. Обучение, основанное на творчестве, способно увлечь ученика, заинтересовать его, пробудить в нем желание познания.
Цель проекта: Разработать систему семинаров с целью освоения педагогами подходов организации учебно- исследовательской и проектной деятельности школьников.
Задача: Выявить роль и место (значимость) учебно- исследовательской деятельности старшеклассников в условиях реализации программы развития современной школы. Выявить роль и место (значимость) учебно- исследовательской деятельности старшеклассников в условиях реализации программы развития современной школы.
Темы семинаров: Семинар 1. Виды исследовательской деятельности старшеклассников. Семинар 1. Виды исследовательской деятельности старшеклассников. Семинар 2. Исследовательские технологии обучения старшеклассников. Семинар 2. Исследовательские технологии обучения старшеклассников. Семинар 3. Поисковая модель урока как рамка организации исследовательских технологий. Семинар 3. Поисковая модель урока как рамка организации исследовательских технологий. Семинар 4. Семинар 4. Метод проектов – современный способ повышения качества образования. Аналитический.
Основное содержание проекта: 1. Учебная исследовательская деятельность на уроке и во внеурочной работе. 1. Учебная исследовательская деятельность на уроке и во внеурочной работе. 2. Виды учебных исследований: монопредметные, межпредметные, надпредметные. 2. Виды учебных исследований: монопредметные, межпредметные, надпредметные. 3. Консультационная и диагностическая работа учителя в организации УИД учащихся гимназии. 3. Консультационная и диагностическая работа учителя в организации УИД учащихся гимназии. 4. Поддержка УИД старшеклассников (научно – методическое обеспечение, информационно- коммуникативное обеспечение и организационно – управленческое обеспечение) 4. Поддержка УИД старшеклассников (научно – методическое обеспечение, информационно- коммуникативное обеспечение и организационно – управленческое обеспечение)
Семинар 1. Виды исследовательской деятельности старшеклассников. Цель: оценить состояние практики организации исследовательской деятельности учащихся школы. Задачи: 1. Проанализировать каждый вид УИД в условиях реализации проектного метода обучения. 2.Рассмотреть темы возможных учебных проектов и тем исследований. 3.Разработать методические рекомендации по организации УИД. 4. Определить факторы, влияющие на эффективность УИД.
Семинар 2. Исследовательские технологии обучения старшеклассников. Основное содержание: Основное содержание: 1. Историческая справка. Характеристика технологии. 2. Из истории дидактики. Основные понятия. Основные понятия. Исследовательский метод, исследовательская деятельность, структура учебного исследования. Сравнение учебного и научного исследования. Типы школьного исследования.
Семинар 3. Поисковая модель урока как рамка организации исследовательских технологий. Цель: рассмотреть три модели организации исследовательской деятельности школьников. Цель: рассмотреть три модели организации исследовательской деятельности школьников. Основное содержание. Основное содержание. Модуль 1. Обучение исследованию. Цель: освоение процесса исследования. Модуль 2. Приглашение к исследованию. Цель: развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления. Модуль 3. Систематическое исследование. Цель: формирование научного мышления, синтез процесса исследования и его результатов.
Основное содержание. Модуль 1. Формирование ключевых (исследовательских) компетенций учащихся через проектную деятельность. Цель: рассмотреть основные ключевые компетенции учащихся и выявить наиболее приоритетные. 1.Информационные (способы приёма, хранения, оформления и передачи информации); 2.Проектировочные(способы определения целей, ресурсов их достижений, действий, сроков); 3.Оценочные(способы сравнения результатов с целями, классификации, систематизации, конкретизации); 4.Коммуникативные(способы передачи информации и привлечения ресурсов других людей для достижения своих целей). Семинар 4. Метод проектов – современный способ повышения качества образования Цель: рассмотреть метод проектов как способ повышения качества образования
Семинар 4. Метод проектов – современный способ повышения качества образования. Аналитический. Модуль 2. Классификация проектов Цель: познакомиться с основными видами учебных проектов. 1.Практико-ориентированные. 2.Исследовательские. 3. Информационные 4.Творческие. 5. Ролевые. 6.Экскурсионные. Модуль 3. Анализ проектной и исследовательской деятельности учителей кафедры. Цель: обобщить опыт учителей кафедры по реализации инновационных методов обучения. 1.Формирование навыков проектной деятельности на уроках биологии, географии и химии (мини-проекты, проектные задания ) 2. Внеурочные проекты. 3. Проекты в рамках элективных курсов 4. Социальные проекты.