Создание организационной (корпоративной) культуры По материалам Тамары Васильевны Черниковой «Как управлять педагогическим коллективом развивающейся школы» (практическое пособие для директора школы) Скокова О.В., методист Котельничского РМК
Особенности нововведений в организационную культуру I. Нововведения не осуществляются мгновенно, а проходят длительно во времени II. Процесс нововведений проходит организованно, по инициативе авторов III. Изменению подлежит организованная людская общность
Особенности нововведений в организационную культуру (по масштабу) Радикальные ( переход школы в новый статус) Комбинаторные ( новые типы занятий) Модифицирующие (улучшение и дополнение имеющегося)
Создание организационной структуры ПРОТИВОРЕЧИЯ Между сложившейся системой управления и ее недостаточностью Между устоявшейся системой управления и новыми задачами Между ведущей стратегией деятельности и переходом к следующему этапу становления П Р О Б Л Е М А Н О В А Я О Р Г А Н И З А Ц И О Н Н А Я С Т Р У К Т У Р А
Правила реорганизации корпоративной культуры Преемственность организационной модели корпоративной культуры, возможность ее совмещения с предыдущей; уверенность в реалистичности проведения преобразований в культуре организации; наличие поддержки со стороны большинства сотрудников, и особенно – неформальных лидеров; сохранение ценностно – ориентационного единства коллектива как основы поддержания благоприятного психологического климата; темпы осуществления инновации, которые воспринимаются сотрудниками как удовлетворительные.
Этапы реорганизации корпоративной культуры I. Донести до каждого члена педагогического коллектива итоги аналитического исследования. II. Довести цели предстоящей реорганизации до каждого сотрудника школы III. Формирование группы людей из числа педагогов, которые обладают наибольшей готовностью для проведения изменений
Виды кооперативного взаимодействия ( по Л.И. Уманскому) «Команда» «Конвейер» «Бригада» Руководитель
Формирование единой команды сотрудников. (личностные качества) Широкая социальная осведомленность, высокие интеллектуальные и креативные возможности; реалистичность представлений о назначении своей деятельности; эмоциональная устойчивость и способность к саморегуляции; доброжелательное отношение к другому человеку; деловая и коммуникативная направленность личности; готовность к саморазвитию и повышению уровня своего профессионализма.
Формирование единой команды сотрудников. (деловые качества) Перспективность –акцентирование внимания на творческом характере работы, возможности профессионального роста; защищенность – создание благоприятного социально – психологического климата; коллективизм – полноценное общение и взаимоинформирование сотрудников; саморазвитие и карьерное продвижение – предоставление условий для интеллектуального и профессионального роста педагогам; самореализация – предоставление возможности для реализации творческих замыслов.
Внутригрупповые роли в команде Организатор ( лидер) Генератор идей(эксперт) Критик (оппозиционер) Исполнитель Объект психотерапевтического отреагирования («козел отпущения», объект насмешек)
Внешний вид педагогов Солидные и уверенные в себе Деловые и привлекательные Порядочные, внушающие доверие Не без претензии на изящество и элегантность Одевайтесь по возможности добротно Следите за чистотой и порядком в одежде Не носите ничего зеленого Никогда не снимайте пиджак Прежде чем идти на деловое свидание, бросьте взгляд в зеркало
Направления работы команды Создание проекта развития школы Создание атмосферы психологической безопасности Обеспечение механизма взаимосвязи Развитие традиций управления Создание внутри учреждения объединений, построенных по принципу творческой лаборатории, которые имеют выход во внешнюю среду.
Принципы управления педагогическим коллективом Принцип Парето Принцип «длинных вожжей» 20% разумно собранных ресурсов 80% Успех Творческая личность СвободаУсловияСамостоятельность
Принципы управления педагогическим коллективом Принцип делегирования Принцип салями I II III IV Руководитель З А М Е С Т И Т Е Л И