ФГОС: что нового? ФГОС: что нового? ФГОС ориентирован на ЛИЧНОСТЬГОСУДАРСТВООБЩЕСТВО
Спасибо за внимание!!!
Стандарт II поколения – это институт для реализации конституции РФ Г –начало апробации стандарта Средней школы г – начало апробации ФГОС Старшей школы
5 ЗАТРУДНЕНИЯ НА ЭТАПЕ ВВЕДЕНЯ ФГОС Основные затруднения педагогических работников на этапе введения ФГОС упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно- деятельностного подхода; упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно- деятельностного подхода; сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы; сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы; отсутствие готовности руководителей ОУ и педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС; отсутствие готовности руководителей ОУ и педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС; традиционный подход руководителей ОУ к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя; традиционный подход руководителей ОУ к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя; принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы начального образования (БУПа, части, формируемого участниками образовательного процесса; программы отдельных учебных предметов, курсов) отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы начального образования (БУПа, части, формируемого участниками образовательного процесса; программы отдельных учебных предметов, курсов)
Структура ФГОС Требования к результатам освоения Основной Образовательной Программы (далее ООП) Требования к структуре ООП Требования к условиям реализации ООП Структура ФГОС
Отличительные особенности ФГОС 1. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, предполагающий разнообразие индивидуальных образовательных траекторий системно-деятельностный подход, предполагающий разнообразие индивидуальных образовательных траекторий Индивидуализация каждого ребенка, независимо от его психо-соматических способностей
Отличительные особенности ФГОС 2.Переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной! к школе деятельностной! 3. Изменение роли учителя. 4. Социализация обучающихся
9 Традиционная дидактика Деятельность учителяДеятельность ученика Новая дидактика Совместная деятельность учителя и ученика
10 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ Изменение представления учителя о современном уроке ЛУЧШИЙ АРТИСТ ВТОРОГО ПЛАНА Ученик - субъект учебной деятельности Разнообразие источников знаний: слово учителя; самостоятельное наблюдение; учебные пособия; игрушки; приборы и приспособления Структура урока динамична, присутствуют целый набор разнообразных действий и операций, Объединенных в целесообразную деятельность Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной Критерии, по которым учитель оценивает ученика определены заранее и разделяются обучающимися; Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности обучающихся
Отличительные особенности ФГОС 5. Изменение в требованиях к результатам Стандарт 2004г. Стандарт II поколения знать личностные знать личностные уметь ЗУН метапредметные УУД уметь ЗУН метапредметные УУД использовать предметные использовать предметные
Отличительные особенности ФГОС 6. Изменения в образовательных технологиях Компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести компьютерные, информационно- коммуникационные и телекоммуникационные технологии. Формированию информационных компетенций способствует применение интерактивного комплекса, ресурсов Интернета. Компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести компьютерные, информационно- коммуникационные и телекоммуникационные технологии. Формированию информационных компетенций способствует применение интерактивного комплекса, ресурсов Интернета.
Ведущие принципы ФГОС принципы преемственности и развития ФГОС реализуется через личностный ориентир – портрет выпускника соответствующей ступени. принципы преемственности и развития ФГОС реализуется через личностный ориентир – портрет выпускника соответствующей ступени.
личностный ориентир – портрет выпускника соответствующей ступени. личностный ориентир – портрет выпускника соответствующей ступени. Выпускник начальной школыВыпускник основной школы начальной школы -умеет учиться, -способен к организации собственной деятельности основной школы основной школы - способный применять полученные знания на практике; - самостоятельно действует и отвечает за свои поступки перед семьёй и обществом – социально активен, уважает закон и правопорядок, умеет соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством (в среднем звене ).
Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных Переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов Переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов Требования к результатам представлены описанием предметных, метапредметных и личностных результатов Требования к результатам представлены описанием предметных, метапредметных и личностных результатов
Требования к результатам освоения ООП личностные Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самоопределению метапредметные Метапредметные понятия и УУД предметные Умения, специфические для данной предметной области
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Начальная школа. Под метапредметными результатами подразумевается освоенные универсальные учебные действия и ключевые компетенции. Начальная школа. Под метапредметными результатами подразумевается освоенные универсальные учебные действия и ключевые компетенции. Средняя, старшая школа Средняя, старшая школа Способность использовать УУД в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию. Способность использовать УУД в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию.
Виды УУД
Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов Итоговая оценка формируется из двух составляющих: результатов промежуточной аттестации результатов промежуточной аттестации государственной (итоговой) аттестации выпускников. государственной (итоговой) аттестации выпускников.
Требования к структуре ООП Должна содержать Целевой раздел Содержательный раздел Организационный раздел
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ООП включает планируемые результаты освоения обучающимися ООП и систему оценки их достижения
Содержательный раздел дополнен вопросами формирования компетенций в области ИКТ, учебно- исследовательской и проектной деятельности. вопросами профессиональной ориентации, а также формированием экологической культуры и культуры здорового безопасного образа жизни
Организационный раздел включает учебный план систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями стандартов (новый материал) Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками ОП, для НОО – 80% и 20%, для ООО – 70% и 30%. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает в стандарте основной школы возможность введения учебных предметов, курсов, обеспечивающих различные запросы обучающихся (в том числе этнокультурные), а также реализацию индивидуальных проектов и внеурочную деятельность
Требования к условиям реализации ООП Условия Психолого- Педаго гические Кадровые Финансо вые Материа- льно- техничес- кие Информа ционно- Методичес кие Обеспечивают Обеспечивают Результат (создание образовательной среды) Возможность (развитие личности, формирование социальных ценностей, индивидуальный процесс образования)
ФГОС старшей школы профильный принцип образования. 5 профилей обучения: естественно- научный, гуманитарный, социально- экономический, технологический и универсальный. Индивидуальный образовательный маршрут каждого школьника.
разработана и утверждена основная образовательная программа; нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС; приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников; определен список учебников и учебных пособий; определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся; разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; осуществлено повышение квалификации; обеспечены кадровые, финансовые, материально- технические и иные условия реализации основной образовательной программы.
патриотизм патриотизм чувство гражданской идентичности патриотизм учебная мотивация стремление к познанию умение общаться чувство ответственности за свои решения и поступки толерантность