Котов Антон Сергеевич Кафедра истории и регионоведения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 1. Введение к курсу. Теория и методология истории. Вопросы: Вопросы: 1. Происхождение истории 1. Происхождение истории 2. Методология истории как.
Advertisements

ТЕМА : Теория и методология истории План: Происхождение и развитие исторического знания Современные проблемы исторической науки, ее роль в жизни общества.
История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
Введение План: 1.Понятие история. Исторический факт, источник. 2.Подходы к изучению истории. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ читать с Начертить ленту времени, отметить.
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории Урок обществознания, 11 класс Учитель истории и обществознания МОУ « Ленская средняя общеобразовательная.
История (от греч. historia – рассказ о прошлом, об узнанном) Процесс развития природы и общества Процесс развития природы и общества Комплекс общественных.
Домашнее задание §13 читать, материал лекции учить.
Раздел 1 Предмет и метод истории экономики и экономических учений 1. Происхождение и становление экономической истории как науки. 2. Предмет экономической.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Общество как социальная система Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин – НИКИФОРОВА СВЕТЛАНА АНДРЕЕВНА.
Социальный прогресс 1.Понятие, закономерности и виды социального прогресса 2.Типологии обществ.
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ План 1. Представления об истории в эпоху Античности. 2. Христианская философия истории. Провиденциализм. 3. Философия истории Просвещения.
1 Социальная философия. 2 Вопросы: 1.Основные проблемы социальной философии 2.Теории исторического развития общества 3.Будущее человечества.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Понятия Типология обществ Общественно-экономическая формация Традиционное общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество.
Формации и цивилизации Автор презентации учитель обществознания МОУ лицея 102 Тракторозаводского района г.Челябинска Носивец Н.Д.
Выполнила: учитель истории МБОУ «СОШ 26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Череповца Рудая И.Г.
Формации и цивилизации Автор презентации учитель обществознания МОУ лицея 102 Тракторозаводского района г.Челябинска Носивец Н.Д.
Транксрипт:

Котов Антон Сергеевич Кафедра истории и регионоведения

Учебные пособия: Гузарова Н.И., Гузаров В.Н. Традиционное общество в России (9–17 вв.): учебное пособие. Томск: Изд-во ТПУ, Гузарова Н.И., Гузаров В.Н. Традиционное общество в России (9–17 вв.): учебное пособие. Томск: Изд-во ТПУ, Отечественная история (XIX-XX вв.): Учебное пособие / Под ред. А.Н. Першикова.- Томск: Изд. ТПУ, 2000 – 160 с. Отечественная история (XIX-XX вв.): Учебное пособие / Под ред. А.Н. Першикова.- Томск: Изд. ТПУ, 2000 – 160 с. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов.–М., 1998 Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов.–М., 1998 Мучаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. –М.,1998. Мучаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. –М.,1998.

Вопросы: Происхождение истории Происхождение истории Формационный подход Формационный подход Цивилизационный подход Цивилизационный подход Антропологический поворот Антропологический поворот Современное понимание предмета истории Современное понимание предмета истории Методология истории Методология истории Социальные функции истории Социальные функции истории

Понятие и предмет истории Муза Клио. Изображение IV в. до н.э. История ( στορία) – (греч.) расспрашивание, исследование, развертывание.

Понятие и предмет истории Геродот (484 до н. э. 425 до н. э.) Геродот (484 до н. э. 425 до н. э.) Книга «История» Книга «История» Понимал под «историей» весь свод знаний о природе. Понимал под «историей» весь свод знаний о природе. Этнограф Этнограф В книге уделено особое внимание греко-персидским воинам (нач. V в. до н.э.) В книге уделено особое внимание греко-персидским воинам (нач. V в. до н.э.) Эллины «победили персов, потому что они храбры, а храбры, потому что свободны и подчинены только закону» (История, кн. VII, с. 104) Эллины «победили персов, потому что они храбры, а храбры, потому что свободны и подчинены только закону» (История, кн. VII, с. 104)

Развитие «истории» VII-VIвв. до н.э Первое упоминание слова VII-VIвв. до н.э Первое упоминание слова XVIII в. н.э. Оформление понятия «история»: XVIII в. н.э. Оформление понятия «история»: - История как само прошлое человечества - История как само прошлое человечества - История, как рассказ об этом прошлом. - История, как рассказ об этом прошлом. XIX в.Институализация истории как науки 1914 Перелом в восприятии «Истории» 1914 Перелом в восприятии «Истории» гг. XX в. Антропологический поворот гг. XX в. Антропологический поворот

Исторический материализм (формационный подход) К. Маркс ( ) Формация – особый тип социально- экономической организации общества, складывающийся на определенном этапе развития человечества. Основание для выделения – способ производства « Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание » («К критике политической экономии» 1859 )

Формационный подход Первобытно-общинная Первобытно-общинная Рабовладельческая Рабовладельческая Феодальная Феодальная Капиталистическая Капиталистическая Коммунистическая КоммунистическаяОбщинаРабыФеодКапитал Комунна (общественная собственноесть)

Недостатки формационного подхода Сознание достаточно сильно влияет на бытие Сознание достаточно сильно влияет на бытие Не был детализирован переход от одной стадии к другой Не был детализирован переход от одной стадии к другой Упрощалась социальная структура современного общества Упрощалась социальная структура современного общества Однонаправленность и тотальность Однонаправленность и тотальность

Цивилизационный подход Н.Я. Данилевский ( ) «Россия и Европа» О. Шпенглер ( ) «Закат Европы» А. Тойнби ( ) «Постижение истории»

Цивилизационный подход Каждая цивилизация обладает самобытностью в быте, ценностях, культуре, форме устройства государства. Каждая цивилизация обладает самобытностью в быте, ценностях, культуре, форме устройства государства. Проходит путь от рождения через зрелость к гибели. Проходит путь от рождения через зрелость к гибели. Имеется преемственность Имеется преемственность

Социальная история XX в. И «Школа «Анналов»» Люсьен Февр (1878 –1956) Марк Блок ( )

Тотальная история Тотальная история Выдвижение гипотез Выдвижение гипотез Междисциплинарный подход Междисциплинарный подход

Антропологический переворот 70-ее гг. XX вв. Психоистория Психоистория История ментальностей История ментальностей Микроистория Микроистория Гендерная история Гендерная история

Основные черты истории XXI в.: Целью исторического исследования является человек, а не глобальные философские концепции Целью исторического исследования является человек, а не глобальные философские концепции Расширяется предмет истории: историки исследуют любые фрагменты прошлого, что связано с человеком. Происходит сближение с другими науками. Расширяется предмет истории: историки исследуют любые фрагменты прошлого, что связано с человеком. Происходит сближение с другими науками. Завоеваны новые тематические области, такие, как история ментальностей, социальная и культурная история. Завоеваны новые тематические области, такие, как история ментальностей, социальная и культурная история.

Методология истории Методология истории – историческая дисциплина, изучающая природу, принципы, и методы исторического познания Методология истории – историческая дисциплина, изучающая природу, принципы, и методы исторического познания

Функции истории Идентифицирующая (социальная память) Идентифицирующая (социальная память) Научно-познавательная Научно-познавательная Прогностическая Прогностическая Воспитательная Воспитательная