ТЕМА ОПЫТА: «Роль классного руководителя в становлении личности учащегося, в формировании его гражданской позиции и адаптации его к современной жизни».
Причины обобщения: снижение официального фона воспитания в современной России; проблемное состояние институтов воспитания; усиление нагрузки на ребенка, создание прецендентов для деформации духовной и гражданской сферы; затруднение позитивной социализации подрастающего поколения.
Лев Семёнович Выготский определил роль классного руководителя в следующих словах: «…прежде чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».
Главными концептуальными идеями и приоритетными ценностями для меня являются: * идея гармонии человека и гражданина, единство процессов социализации и индивидуализации личности; * идея сотрудничества и единого воспитательного пространства, а также приоритеты: - приоритет развития ребёнка; -приоритет добротворчества, - нравственности и духовности; - приоритет творчества; - приоритет красоты; -приоритет открытости в деятельности - классного руководителя.
Анализ деятельности за три выпуска К-во учащих ся Учас. в район. олимп., смотр., конкурс Учас. В обл. олимп., смотр., конкурс К-во медалис тов На «4» и «5» Получили в/обр. Получили ср/спец. Стали педагог ами г г г (учатся в ВУЗе) 2 (учится в ССУЗе)
Результативность выпусков
Воспитательные технологии выпуска 1995 г. технология духовного объединения (создание в коллективе чувства «мы»), которая была реализована через: - конкурсные семейные программы «Папа, мама, я - дружная семья», - праздничные огоньки «Когда все вместе - душа на месте», - дни именинника - участие каждого в КТД школы технология будничных дней (уважение к будничным трудовым делам и повседневной реальности) через - беседы и классные часы «Мир наших увлечений», «Дело твоего завтра», «Сколько стоит бесплатно»; - выставки: «Всё о профессии», «Профессии наших родителей», а также участие в трудовых буднях школы, помощь ветеранам и т.д.,
Воспитательные технологии выпуска 2002 г. технология развития сотрудничества; -Активное вовлечение учащихся в КТД школы -Организация круглых столов на темы: Я и мы, Один за всех и все за одного -Создание агитбригады и ее выступление на различных уровнях -Совместное планирование воспитательной работы в классе технология развития эмоциональной сферы - Вовлечение детей в хореографический кружок и школьную художественную самодеятельность -Организация и проведение в сотрудничестве с детской музыкальной школой -Проведение классных мероприятий эстетического направления Прекрасное вокруг нас, В мире книг, Театральная гостиная, О любви при свечах
Воспитательные технологии выпуска 2006 г. Работа с классным коллективом последнего выпуска потребовала от меня помимо уже применяемых технологий особое внимание уделить технологии развития социальной компетентности учащихся, включающую в себя формирование у учащихся знаний и умений социального взаимодействия с другими людьми.
Общая характеристика класса: Возрастной состав; Соотношение мальчиков и девочек.
Социально-психологическая характеристика класса: Наличие или отсутствие совместной учебной деятельности (есть ли группы по интересам или социально опасные, «тревожные группировки»; Характер межличностных отношений (наличие лидеров или отверженных, микроклимат классного коллектива, требовательность друг к другу, внимательное отношение к одноклассникам; Сплоченность (наличие лидеров, микрогрупп, отношение к общим делам, удачам и неудачам класса и отдельным членам коллектива); Социальный состав семей (полные или неполные, многодетные, опекунские семьи и т.д.).
Организованность класса: Умение организовываться для выполнения коллективных дел (трудовых, учебных и др.); Умение и готовность подчиняться активу; наличие или отсутствие актива класса, состав актива, формального (официального) и неформального (неофициального).
Общественное мнение в классе: Поведение в конфликтных ситуациях; Осуждение безнравственных поступков или равнодушие; Соответствие слов и дел; Критика и самокритика.
Состояние здоровья детей: дети с хроническими заболеваниями; дети с ослабленным зрением склонные к простудным заболеваниям дети инвалиды и т.п. Качество успеваемости учащихся: учащиеся с мотивацией; учащиеся без мотивации к учебе.
Количество учащихся - 18 чел. девочек - 10 чел. мальчиков - 8 чел. Возраст: год рождения Девочки Мальчики 5 3 Состав семьи: Многодетные семьи - нет Неполные семьи - 6 Дети, находящиеся под опекой - нет Единственные дети в семье - 5 Жилищные условия: Проживают в отдельных квартирах - 18 чел. Арендуют жильё - нет Образовательный уровень родителей: Мать Отец Имеют высшее 1 3 образование Среднее специальное 17 9 Среднее Неполное среднее Состояние здоровья учащихся: Находятся на индивидуальном обучении - нет Находятся на диспансерном учёте - 2 Имеют хронические заболевания - 4 Нарушение зрения - нет Внешкольная деятельность: Обучаются в музыкальной школе - 2 В спортивных секциях - 12 В театральных студиях - нет В хореографических кружках - 5 В туристическом кружке - 7
Май 2006 г. Фамилия. Имя Любозна тельно сть Приле жание Отно шение к природе Отно шение к школе Отно шение к прекрас ному Средний балл Уровень воспитан ности 1. Афанасьева Катя3,54554,54,4Хороший 2. Бувина Юлия555555Высокий 3. Гаврилов Андрей44544,54,3Хороший 4. Гусев Максим4,555 4,7Хороший 5. Гумашян Седа555555Высокий 6. Дворяшин Антон4,53,65554,5Хороший 7. Кудрявцева Аня44,354,5 4,4Хороший 8. Курганова Вика4,54,34,5 4,4Хороший 9. Колыбельникова Лена 3,54,54,344.54,2Хороший 10. Краснянская Альбина 344,54 4Хороший 11. Кушнарёв Сергей4,54 444,2Хороший 12. Любецкий Никита4,0 4,54,044,1Хороший 13. Макагонов Сергей4,03,54,5444,0Хороший 14. Мусихин Александр3,544,5444,0Хороший 15. Нестеренко Алексей44, Хороший 16. Поспелов Никита3,544443,9Средний 17. Сивирина Катя4,555554,9Высокий 18. Солдатова Анна54,55554,9Высокий 19. Ткачёв Стас4554,5 4,6Высокий 20. Шкода Ира4454,5 4,4Хороший Высокий - 5 учащихся Хороший - 14 учащихся Средний - 1 учащийся
Фамилия. Имя Любозна тельно сть Приле жание Отношение к природе Отно шение к школе Отно шение к прекрас ному Средний балл Уровень воспитан ности 1. Афанасьева Катя44454,54,3 Хороший 2. Гаврилов Андрей44544,54,3 Хороший 3. Гусев Максим4,545 4,4 Хороший 4. Гумашян Седа4,5 5554,8 Высокий 5. Дворяшин Антон4,53,65554,5 Хороший 6. Кудрявцева Аня4454,5 4,3 Хороший 7. Курганова Вика44,34,5444,2 Хороший 8. Колыбельникова Лена 33,74,344.33,7 Средний 9. Краснянская Альбина 344,54 4 Хороший 10. Кушнарёв Сергей444,5444 Хороший 11. Любецкий Никита3,6 4,53,843,6 Средний 12. Макагонов Сергей3,83,343,943,7 Средний 13. Мусихин Александр3,53,34,23,643,7 Средний 14. Нестеренко Алексей44, Хороший 15. Поспелов Никита33,54443,7 Средний 16. Сивирина Катя4,555554,9 Высокий 17. Солдатова Анна445454,4 Хороший 18. Ткачёв Стас4554,5 4,6 Высокий Высокий - 3 учащихся Хороший - 11 учащихся Средний - 4 учащихся
Цели и задачи воспитательной работы Цели воспитательной работы: - обеспечение успешного перехода из начальной школы в основную; - воспитание гражданских и патриотических качеств личности; - пропаганда и утверждение здорового образа жизни Задачи воспитательной работы: I. Коллективный уровень: *помочь учащимся адаптироваться к новым условиям обучения в 5 классе, построить доброжелательные, доверительные отношения с учителями- предметниками; * Продолжить воспитательную работу по сплочению и развитию коллектива: воспитанию чувства товарищества, доброжелательного отношения друг к другу, воспитанию культуры человеческого общения. * в течение учебного года через организацию КТД и деятельность микроколлективов раскрыть и довести до сознания пятиклассников понятие здорового образа жизни. II. Групповой уровень: * организовать деятельность микроколлективов в классе помочь им в распределении и чередовании творческих поручений; * учить умению работать в группах, коллективно решать творческие задачи, уважать мнение каждого, вести спор. III. Индивидуальный уровень: * учить умению рационально организовывать учебный труд дома и в школе * через участие в КТД учить школьников умению правильно вести себя в игре; * в индивидуальных беседах помогать ребятам правильно организовывать выполнение поручения, правильно строить свои отношения с товарищами и взрослыми, избегать конфликтов.
На становление жизненных позиций школьника особое влияние имеет такой компонент воспитательной системы, как детское самоуправление. В связи с этим мне необходимо: помочь активу в организации социально значимых дел; помочь ученическому коллективу в решении общеклассных вопросов; создать атмосферу сотрудничества, взаимного доверия и уважения; вести коллектив от близких перспектив к дальним; скорректировать положение учащихся в школьном коллективе.
Структура детского самоуправления Классное собрание ДО Дети Сократа Афанасьева К. Временные советы творческих дел Гаврилов Андрей Сивирина Катя Краснянская Альбина Курганова Вика Колыбельникова Лена Ткачев Стас Кудрявцева Анна Макагонов Сергей Любецкий Никита Поспелов Никита Кушнарев Сергей Гумащян Седа ДО Красота СолдатоваА., ДО Чароит Гусев М. ДО Мы Земляне Мусихин С. Командир Дворяшин Антон Редакционная коллегия газетыРодничок Солдатова АннаАфанасьева Катя Гусев Максим Совет командиров Афанасьева К. Солдатова А., Гусев М., Мусихин С.
«Дети Сократа» - группа детей, помогающих классному руководителю: в проверке дневников; в организации работы по развитию познавательных интересов; в формировании команд к участию в олимпиадах, викторинах, интеллектуальных марафонах; в организации помощи в отстающим в учёбе одноклассникам; «Мы - Земляне» - группа учащихся, помогающих учителю организовывать: дежурство по школе, в столовой, в классе; участие в трудовых акциях (например, субботнике); работу по оформлению кабинета (озеленение, поддержание хорошего состояния мебели, технических средств, поддержание чистоты). «Чароит» - группа учащихся, помогающих учителю организовывать: участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях класса и школы; подготовку и проведение физкультминуток на уроках и переменах, подвижных игр во время прогулок; подготовку команды к спортивным турнирам, эстафетам и т.п.; «Красота» - группа учащихся организаторов-затейников и группа художников-оформителей, помогающих учителю организовывать: классные «огоньки»; общешкольные и внутриклассные праздники; посещение театров, музеев, проведение экскурсий; оформительскую работу при подготовке к участию в творческих делах школы и класса, оформление классного уголка или стенда;
Формирование классного коллектива и выявление личностных качеств детей анкетирование учащихся и их родителей; игровые формы общения; интерактивные игры; ситуационные классные часы; семейные праздники; тематические операции и различные акции; тематические родительские собрания; изучение микросоциальных условий учащихся.
Направления деятельности классного руководителя организация учебной, познавательной деятельности и самообразования. организация досуга школьников; создание условий для самореализации подростков; поддержка творческой активности школьника; вовлечение детей в работу кружков и секций
Мой прогноз
Я опираюсь в своей работе на пять глаголов личностного подхода: Любить! Понимать! Принимать! Сострадать! Помогать!