центр инновационного опыта МАОУ «Лицей 4» г. Перми «Модель индивидуализации образовательного процесса в основной школе (в условиях реализации и введения ФГОС )»
Основные этапы инновационной деятельности 1992 год - экспериментальная площадка Департамента образования Пермской области по апробации модели «Школа- коммерческий лицей» 1996 год - эксперимент по созданию новой образовательной модели «Экономический лицей – школа экономической культуры» 1999 год – по результатам экспертизы экспериментальной деятельности и аттестации присвоен статус «ЛИЦЕЙ»
2002 год - федеральный эксперимент на муниципальном уровне по модернизации содержания и структуры общего образования год - эксперимент по апробации нового БУП и реализации Концепции профильного обучения учебный год: - эксперимент по апробации ЦОР в рамках федерального эксперимента «Информатизация системы образования» - освоение технологии дистанционного обучения в рамках федерального проекта «Телешкола» (профильное обучение)
2005 год: - победа в городском конкурсе образовательных проектов с проектом «Дистанционное обучение детей – инвалидов» - победа в городском конкурса педагогических инноваций с проектом «Развитие персонала» 2006 год - победа в конкурсе образовательных проектов «Школа без неудачников» с проектом «Усилие мысли» - 2 место в регионе во Всероссийском конкурсе «Лучшие инновационные школы России» в рамках ПНПО
2010–2011г.г. – выиграны 2 гранта на реализацию проектов: - «Система мониторинга качества образования» (победа в муниципальном конкурсе) - «Основная школа – пространство выбора» (победа в конкурсе муниципальных моделей) С 2010 года – участие в краевом проекте «Система электронных журналов и дневников учащихся», выигран грант на получение АРМ учебный год - участие в экспериментальной апробации муниципальной модели основной школы - освоение ФГОС на ступени начального образования.
Лицей 4 - опорное ОУ в системе образования Пермского края: С 2004 года - областная опорная школа по методической работе при ПОИПКРО год - городская лаборатория и опорная школа по школьному экономическому образованию г.г. – городской Центр инновационного опыта «Управление развитием персонала» (инновационная управленческая модель) С 2009 года – краевой Центр инновационного опыта «Проектирование инновационных моделей организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся как условие модернизации образовательного процесса в основной школе»
Лицей включен в список 100 самых активных ОУ России, участвующих в национальной образовательной программе «Интеллектуально- творческий потенциал России» г. Обнинск В 2010 году присвоен почетный статус «Национальное достояние России» за вклад в развитие российского образования В 2011 году лицей внесен в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России»
Цели и задачи проекта Цель проекта: Создание условий для индивидуализации образовательного процесса в основной школе, как стратегического направления повышения качества образования в рамках освоения и внедрения ФГОС нового поколения.
Индивидуализация образования как тренд развития лицея
В ходе реализации проекта предполагается поэтапная модернизация классно-урочной системы и внедрение в образовательный процесс инновационных видов образовательной деятельности: краткосрочных метапредметных курсов по выбору, образовательных практик, тьюториалов и т.д. Результатом проекта станет инновационная организационно-содержательная модель образовательного процесса в основной школе, отвечающая требованиям ФГОС.
Задачи проекта:
Ожидаемые результаты реализации модели индивидуализации образовательного процесса в основной школе Организационно-структурные: качественные и количественные критерии достижения цели (показатели) Реализация новых форм организации образовательного процесса, основанных на выборе учащихся и их родителей; Поточно-групповой метод обучения реализован во всех параллелях с 5 по 9 класс не менее чем по 2 предметам, в 8-9 классе – по 5 предметам Включение в учебный план лицея современных видов образовательной деятельности – краткосрочных курсов, проектной, исследовательской работы, других; В вариативную часть УП лицея включены краткосрочные курсы по выбору, ИД, социальные практики и профессиональные пробы – не менее 2,0 недельных часов на каждого учащегося Формирование системы социального партнерства при реализации части образовательного процесса – системы социальных практик, профессиональных проб; Не менее чем 10 договоров социального партнерства при организации практик учащихся Формирование системы взаимодействия с родителями при организации и реализации образовательного процесса Активное участие родителей в образовательном процессе. Наличие договоров общественного участия с 90% родителей Формирование практики тьюторского сопровождения подростков. Институт тьюторов – не менее 5 человек к 2014 году
Социально-образовательные: Формирование у подростков личностных универсальных учебных действий – способности и готовности к осознанному выбору образовательной деятельности, устойчивой установки на самостоятельную образовательную деятельность. Наличие в ОП лицея ситуаций выбора – не менее 5 раз за учебный год для каждого учащегося. Доля самостоятельного освоения образовательных программ – 20% Наличие у подростков обширного опыта выбора, принятия решения и его реализации в сфере собственного образования; Наличие индивидуальных образовательных программ (ИОП) у 75% учащихся основной школы к 2014 году Формирование метапредметных универсальных учебных действий в выбранном направлении продолжения образования. Реализованные профессиональные пробы у 75% учащихся 8-9 классов Наличие у подростков первичного опыта социальной и профессиональной деятельности. 100% учащихся охвачены социальными и профессиональными практиками Осознанный выбор траектории продолжения образования после окончания 9-го класса. Уменьшение количества 10- классников, меняющих в течение года профили обучения на 50% Повышение академических результатов сдачи ГИА по выбранным предметам. Повышение среднего балла на 5-10%
риски и механизмы их преодоления Неготовность учителей к деятельности в инновационной среде / целенаправленная работа по культурно-ценностному самоопределению педагогов, формирование группы педагогов- инноваторов Частичная замена классно-урочной на поточную систему обучения приведет к дезорганизации привычного образовательного процесса / четкое нормативное регулирование поточной системы обучения, внедрение в образовательный процесс новых норм и традиций. Отсутствие тьюторской позиции у педагогов / Культурно- ценностное самоопределение, гуманитарное проектирование тьюторской деятельности, переподготовка по специальности тьютор ряда педагогов, склонных к данной деятельности.
стратегия и механизмы достижения поставленных целей ключевая проблема современного образования: Основная ступень является наиболее проблемной ступенью общего среднего образования. Именно в этот период нарастает разрыв между предметными знаниями и личным опытом подростков, образовательная деятельность теряет для них личностный смысл, подростки не связывают получаемое ими образование и реальную жизнедеятельность. Как следствие, у подростков не формируются стойкие образовательные интересы и потребности, неуклонно снижается уровень их предметных результатов, реальные интересы подростков все больше отдаляются от их школьной жизни.
Некоторые пути преодоления этой проблемы включены в новые стандарты образования реализация компетентностного подхода, появление метапредметного содержания образования, система работы по формированию личностных результатов образования.
В предлагаемой модели предлагается реализовать три ключевых механизма установления такой взаимосвязи: Предоставление подросткам возможности делать выбор в рамках имеющейся в школе образовательной деятельности, принимать самостоятельные решения и реализовывать их; Формирование новой для основной ступени образования части образовательного процесса – системы новых видов образовательной деятельности, таких как краткосрочные курсы, социальные практики, профессиональные пробы и другие. Включение в образовательный процесс субъектности подростков – формирование универсальных учебных действий смыслополагания, самоопределения, личной рефлексии.
Предлагаемая организационно- содержательная модель основной ступени образования включает в себя комплекс организационно-содержательных элементов, позволяющих установить взаимосвязь между школьным образованием и субъектностью подростков. Ключевым элементом модели является создание пространства выбора, как пространства проб и ошибок, подкрепленное становлением способности к целеполаганию и личной рефлексии подростков
Содержание модели индивидуализации образовательного процесса в основной школе Деление параллели на учебные группы по предметам федерального компонента учебного плана лицея ( В данной модели основанием для деления на группы может служить мотивация и/или образовательные потребности подростка, зачисление в группу должно происходить по решению подростка (и его родителей)). Система краткосрочных курсов в учебном плане школы Система социальных практик и профессиональных проб в образовательной программе школы (в учебном плане лицея и/или во внеурочной деятельности учащихся) Тьюторская позиция при реализации каждого инновационного вида образовательной деятельности учащихся в рамках модели Участие родителей в каждом инновационном виде образовательной деятельности учащихся в рамках модели. Участие в образовательном процессе социальных партнеров
Предлагаемая модель может включать в себя дополнительные элементы, такие как: Проектная деятельность учащихся в образовательной программе школы (в учебном плане школы и/или во внеурочной деятельности учащихся); Исследовательская деятельность учащихся в образовательной программе школы (в учебном плане школы и/или во внеурочной деятельности учащихся); Модульное обучение; Другие.
План-реализации проекта на период с 2012 по 2014 годы (три года в статусе ЦИО) гг. – Отработка поточно-группового обучения во всех параллелях ОШ, создание системы КК гг. - Формирование системы социального партнерства при реализации части образовательного процесса – системы социальных практик, профессиональных проб; гг. - Формирование системы взаимодействия с родителями при организации и реализации образовательного процесса Формирование практики тьюторского сопровождения подростков. Подведение итогов деятельности ЦИО за 3 года, распространение инновационного опыта