Об основных подходах и механизмах реализации Стратегии развития информационного общества в России Десятый юбилейный национальный форум информационной безопасности - «Инфофорум-10» Заместитель Директора Департамента государственных программ, развития инфраструктуры и использования ограниченного ресурса М.Ю. Лучинкин 1 февраля 2008 г.
1 КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Применение ИТ ведет к повышению эффективности В экономике –Повышение производительности –Гибкое реагирование на требования рынка В социальной сфере –Новое качество социальных услуг –Новые возможности для развития человеческого капитала В госуправлении –Прозрачность и подотчетность органов власти –Снижение административных издержек для населения В сфере национальной безопасности и охраны правопорядка –Оперативное реагирование на возникающие угрозы ИТ – локомотив экономического роста –ИТ-отрасль одна из самых крупных и быстроразвивающихся в мире –ИТ-продукция важная составляющая мирового экспорта ИТ – один из самых быстрорастущих секторов экономики ИТ – необходимое условие для развития инноваций –Развитие ИТ стимулирует инновации в сфере высоких технологий в целом Развитие информационного общества необходимо для обеспечения конкуренто- способности страны
2 ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Стратегия развития ИО Концепции развития отдельных сфер Программы и проекты внедрения ИКТ Стандарты и требования к использованию ИКТ Законодательная база Определение приоритетов Задание задач и этапов Ресурсное обоснование мероприятий Определение требований и регламентов Создание условий для развития использования ИКТ План по реализации Стратегии Одобрена на заседании Совбеза РФ
3 ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА (1/1) Создание инфраструктуры широкополосного доступа; Повышение доступности современных услуг в сфере ИКТ; Формирование единого информационного пространства; Модернизация системы телерадиовещания; Развитие инфокоммуникационной инфраструктуры Повышения качества образования, медицинского и соц. обслуживания Развитие инновационной экономики Расширение использования ИКТ для развития новых методов обучения; Внедрение новых методов оказания медицинской помощи населению; Предоставление гражданам социальных услуг на всей территории России с использованием ИКТ Государственная поддержка инновационных секторов экономики Развитие внутреннего спроса на рынке ИКТ; Создание условий для развития конкурентоспособной отечественной индустрии высоких технологий и импортозамещения; Привлечение инвестиций в высокотехнологичные сектора экономики; Развитие электронной торговли; Развитие системы венчурного финансирования; Увеличение объемов экспорта продукции и услуг в сфере ИКТ Развития науки, технологий, техники и подготовка кадров Развитие приоритетных направлений науки, технологий и техники на основе формируемых долгосрочных прогнозов технологического развития; Создание условий для коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и экспериментальных разработок; Создание правовых, организационных и иных условий для укрепления научно-исследовательского сектора науки и высшей школы, оснащение вузов, научных организаций и исследовательских центров современным научно-исследовательским, технологическим и учебным оборудованием; Повышение качества подготовки специалистов в сфере ИКТ
4 ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА (2/2) Создание «электронного правительства» Сохранение и развитие культуры России Безопасность в информационной сфере Обеспечение эффективного межведомственного информационного обмена; Интеграция государственных информационных систем и ресурсов; Перевод государственных услуг в электронный вид. Развитие системы библиотечных фондов, в том числе Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина, на основе применения ИКТ; Поддержка реализации социально значимых проектов в средствах массовой информации; Формирование государственного заказа на создание и распространение кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов в области культуры; Пропаганда культурных и нравственных ценностей российского народа; Сохранение культурного наследия России, обеспечение его доступности для граждан. Обеспечение безопасности функционирования информационно- телекоммуникационной инфраструктуры; Совершенствование правоприменительной практики в области противодействия угрозам использования ИКТ во враждебных целях; Обеспечение неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, соблюдение требований по обеспечению безопасности информации ограниченного доступа; Противодействие распространению идеологии экстремизма, пропаганде насилия Международное сотрудничество Участие в разработке международных норм права и механизмов; Участие в международном информационном обмене; Участие в формировании системы международной информационной безопасности; Участие в разработке международных стандартов в сфере ИКТ.
5 МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Работа по реализации запланированных мероприятий Ежегодный Национальный доклад Президенту Обеспечение финансирования в рамках федерального бюджета Разработка системы мониторинга за развитием ИКТ Включает представителей государства, бизнеса и общества Разрабатывает и координирует мероприятия по реализации стратегии Координационный орган Общественное обсуждение хода работ Распределение ответственности и выделение ресурсов Составление плана мероприятий 1 1 Уточнение стратегии один раз в 3 года 8 8
6 ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОКИ ПЛАНА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Реализация программ и проектов Разработка стандартов и требований Развитие действующего законодательства РФ Уточнение концептуальных документов Включение вопросов развития информационного общества в среднесрочную и долгосрочную программу развития страны в качестве одного из основных приоритетов; Разработка или уточнение отраслевых стратегий и концепций с учетом приоритетов реализации Стратегии. Реализация действующих программ и проектов в области формирования электронного правительства, развития социальной сферы, здравоохранения, образования, культуры, науки формирования инновационной инфраструктуры и поддержки высокотехнологичных секторов экономики; Корректировка действующих программ и проектов с включением в них мероприятий, связанных с развитием ИКТ; Разработка новых программ и проектов в области развития ИКТ в различных сферах деятельности государства и общества. Установление требований к использованию ИКТ в различных сферах; Разработка требований и общих принципов функционирования отдельных элементов инновационной инфраструктуры. Корректировка действующей законодательной базы с учетом тенденций развития и использования ИКТ; Разработка новых федеральных законов, направленных на повышение эффективности использования ИКТ в различных сферах, защиту интеллектуальной собственности, обеспечения безопасности России в информационной среде и господдержку развития инноваций и высоких технологий. Ресурсное обеспечение Подготовка финансово-экономического обоснования мероприятий; 100% финансовое обеспечение реализации плана реализации Стратегии
7 ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО- ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Развитие телекоммуникационной инфраструктуры Обеспечение доступности инфраструктуры для граждан Ключевые мероприятия Внесение изменений в ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года» в части создания современной инфокоммуникационной инфраструктуры в сельских поселениях; Внесение изменений в подпрограмму «Освоение и использование Арктики» ФЦП «Мировой океан» в 2008 – 2012 годах по проекту «Развитие обеспечивающей инфраструктуры в Арктике» в части создания «Многоцелевой космической системы «Арктика»; Разработка концепции развития рынка услуг беспроводного широкополосного доступа в Российской Федерации до 2015 года; Обеспечение конверсии радиочастотного спектра; Развитие гражданской спутниковой группировки. Развитие конкуренции на рынке телекоммуникаций; Разработка требований по обеспечению строящегося жилья современной инфраструктуры ИКТ; Разработка федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы»; Реализация мероприятий по повышению качества услуг почтовой связи; Реализация механизма универсального обслуживания, предполагающего обеспечение «шаговой доступности» к фиксированной телефонной связи и создание пунктов коллективного доступа к Интернету; Внесение изменений в Федеральный закон "О связи" в части расширения состава оказываемых универсальных услуг связи. Инфраструктура для спецпотребителей Создание системы вызова оперативных экстренных служб по единому телефонному номеру «112» на базе единых дежурно-диспетчерских службы во всех муниципальных образованиях; Разработка концепции новой редакции ФЦП «ИТКС»; Создание единой государственной информационной системы в сфере обеспечения транспортной безопасности; Создание центра управления единой сетью электросвязи РФ в особый период.
8 Направления Разработка федеральной целевой программы «Создания в России индустрии разработки и производства суперкомпьютеров» Создание единой информационной научной телекоммуникационной сети основных научных центров; Создание единой информационной системы ведения реестра НИОКР; Оснащение вузов, научных организаций современным оборудованием; Совершенствование программ обучения информатике и подготовка и реализация программы массового обучения учителей ИКТ; Поставка лицензионного ПО в школы, разработка российского пакета свободного ПО; Создание технологического университета мирового уровня. Создание на базе региональных и муниципальных библиотек публичных центров доступа к сети Интернет; Формирование единой национальной электронного библиотеки и сводного каталога культурных ценностей и библиотечных фондов Российской Федерации; Перевод фондов аудио- и видеоархивов в электронную форму; Перевод библиотечных фондов в электронный вид; Создание электронных каталогов фондов музеев; Развитие интернет-ресурсов в сфере культуры; Наука и образование Ключевые мероприятия Медицина и здравоохранение РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ, ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ Разработка ФЦП «Создание единой информационной системы медицины и здравоохранения в Российской Федерации», предусматривающей: формирование единой телекоммуникационной медицинской сети и подключение к ней всех медицинских учреждений; оснащение медицинских учреждений типовыми программно-техническими комплексами; ведение учета оказанной населению медицинской помощи; создание единой системы мониторинга здоровья нации; создание и внедрение «электронного паспорта здоровья гражданина». создание сети высокотехнологичных медицинских центров; Культура
9 РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ НИОКР Организация массового производства Развитие микроэлектроники Государственная поддержка Реализация ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса»; Реализация ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на годы»; Стимулирование частных компаний к проведению НИОКР. Реализация государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»; Создание бизнес-инкубаторов; Создание центров трансфертов технологий. Создание особых экономических зон; Создание новых производственных предприятий на основе частно- государственного партнерства; Реализация комплекса мер, направленного на привлечение инвестиций в высокотехнологичные сектора экономики. Создание инфраструктуры коммерциализации Развитие системы венчурного финансирования; Корректировка налоговой и таможенной политики в отношении высокотехнологичных товаров и оборудования; Создание агентства по поддержке экспорта в сфере ИКТ ; Реализация комплекса мер по стимулированию внутреннего спроса, в том числе за счет принятия стандартов по использованию ИКТ в различных секторах экономики; Развитие законодательства, направленного на обеспечение государственной поддержки Реализация ФЦП «Национальная технологическая база»; Реализация ФЦП «Развитие электронной компонентной базы»; Разработка концепции ФЦП «Создание перспективных образцов телекоммуникационного оборудования и средств вычислительной техники»; Реализация крупных государственных проектов, предполагающих использование продукции отечественной микроэлектронной промышленности Ключевые мероприятия
10 СОЗДАНИЕ «ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА» Ключевые мероприятия Создание Правительственной комиссии по федеральной связи и информационным технологиям; Разработка порядка согласования создания и развития ведомственных информационных систем; Разработка типовой программы внедрения ИКТ в ведомствах Корректировка региональных программ развития ИКТ; Создание типовых программо-технических решений в сфере региональной информатизации. Обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия Обеспечение координации Развитие инфраструктуры общероссийского государственного информационного центра; Разработка проекта федерального закона об организации межведомственного информационного взаимодействия и документооборота в электронном виде; Создание единой государственной системы межведомственного информационного взаимодействия и электронного документооборота; Создание межведомственных государственных информационных систем. Подготовка плана перехода органов государственной власти и органов местного самоуправления на оказание гражданам и организациям государственных услуг в электронном виде; Создание единого портала государственных услуг; Проведение анализа готовности ведомств к оказанию государственных услуг в электронном виде; Разработка единых требований к технологиям, форматам, протоколам информационного взаимодействия, унифицированным программно- техническим средствам; Перевод к 2010 году десяти наиболее социально-значимых государственных услуг в электронный вид; Перевод к 2015 году 100% государственных услуг в электронный вид. Перевод государственных услуг в электронный вид
11 ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОНИТОРИНГА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА ГАС УПРАВЛЕНИЕ Региональный уровень Федеральный уровень Муниципальный уровень Аппаратно-программная и телекоммуникационная инфраструктура Мониторинг приоритетных национальных проектов Мониторинг показателей деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Мониторинг промышленности и оборонно-промышленного комплекса Мониторинг социально-экономического развития регионов Мониторинг реализации Стратегии развития информационного общества Единая система показателей
12 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА, БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВА Разработка предложений Президенту РФ по вопросам реализации Стратегии; Подготовка ежегодного Национального доклада о развитии информационного общества; Организация мониторинга развития информационного общества; Проведение экспертизы проектов законодательных актов по вопросам развития ИО; Взаимодействие с государственными органами, коммерческими и общественными организациями по вопросам реализации Стратегии развития информационного общества Задачи Комиссии по вопросам развития ИО Состав комиссии по вопросам развития ИО Администрация Президента Российской Федерации; Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации; Мининформсвязи России, Минкультуры России, Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, ФСБ России. Главы субъектов Российской Федерации; Представители бизнес-сообщества; РАН и представители научных и образовательных организаций; Общественные и профессиональные объединения, в том числе НАИРИТ, РИО-ЦЕНТР, ТПП России; Институты гражданского общества, в том числе Общественная палата Российской Федерации, Институт Юнеско по развитию ИКТ Комиссия по вопросам развития информационного общества Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию
13 ДЕЙСТВИЯ В 2008 ГОДУ Утверждение Стратегии Реализация Стратегии Утверждение Президентом Российской Федерации Стратегии развития информационного общества в России Получение предложений от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, подготовка проекта плана; Рассмотрение плана на заседании Комиссии по вопросам развития ИО; Согласование проекта плана и его утверждение; Принятие субъектами Российской Федерации региональных планов развития информационного общества. Подготовка финансово-экономического обоснования плана мероприятий и его утверждение; Внесение соответствующих изменений в бюджет Российской Федерации; Корректировка действующих концепций, программ и проектов; Разработка новых концепций, программ и проектов; Разработка системы прогнозных показателей мониторинга развития информационного общества в России с учетом показателей, собираемых Росстатом; Рассмотрение системы показателей на комиссии по вопросам развития ИО и утверждение системы показателей Реализация мероприятий, запланированных в 2008 году; Создание подсистемы ГАС «Управление» по мониторингу реализации Стратегии; Подготовка национального доклада о развитии информационного общества; Подготовка предложений по корректировке плана реализации Стратегии; Обеспечение информационной поддержки реализации Стратегии. Утверждение Стратегии Реализация Стратегии Утверждение Стратегии Реализация Стратегии 1 1 Утверждение Стратегии Разработка и корректировка концепций, программ и проектов Разработка и утверждение единой системы показателей мониторинга развития ИО Реализация Стратегии Подготовка и утверждение Плана реализации Стратегии Подготовка финансово- экономического обоснования
14 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!