Опыт общественной экспертизы в Самарской области: 1995 – 2009г.г. Экспертная комиссия Общественного Совета при Самарской Губернской Думе Общественная Палата города Тольятти Экспертный совет городского благотворительного фонда «Фонд Тольятти»
создание Общественной Палаты города Тольятти в практике стали применяться экспертные методы результаты доводились до сведения органов власти 1995 год – начало истории экспертной деятельности Экспертная работа по статусу региона «Самарская Лука» (Общественная Палата, Социально- экологический союз, общество «Парквей» и др.) Тольяттинская городская Дума приняла решение «О сохранении и устойчивом развитии природного и культурного наследия региона САМАРСКАЯ ЛУКА 2007 – регион Самарская Лука получил статус биосферного резервата ЮНЕСКО
Более 800 проектов прошли предпроектную оценку заявок, мониторинг и постпроектную оценку проектов ФМС – ГБФ «Фонд Тольятти» Несколько муниципальных программ прошли общественную экспертизу: - Городская целевая программа «Молодежь Тольятти» - Городская целевая Программа развития культуры г.Тольятти - Городская программа муниципальных грантов для НКО в области социальной поддержки населения - Городская целевая Программа развития некоммерческого сектора через социальное партнерство в городском округе Тольятти за г. - И др. Проводится оценка проектов в сфере оказания социально значимых услуг (2009г.) С 2001 года – применение метода экспертной оценки (evaluation) программ и проектов С 2001 года – применение метода экспертной оценки (evaluation) программ и проектов
«по каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации» (Бюджетный Кодекс РФ) Какими методами можно оценить качество и эффективность? ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ КОНТРОЛЬ (традиционные количественные методы) Качественная (экспертная) оценка ? - плохо или хорошо для сообщества, если увеличивается плотность пользователей сети Интернет? ? - зависит ли эта плотность как-то от содержания информации сети Интернет? ? - какие социальные процессы могут быть инициированы пользователями сети Интернет? ? - насколько включено сообщество в сеть Интернет, и какие его части включены больше, а какие меньше? ? - как все перечисленное отражается на состоянии сообщества? Пример из перечня индикаторов, по которым оценивается уровень развития муниципальных образований в Самарской области: Позиция …: «плотность пользователей Интернет» Это – количество А каково качество у этого количества?
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ Административные барьеры Административные барьеры «Пределы дозволенности» «Пределы дозволенности» Комплексный характер и многоуровневость системы разрабатывающих, утверждающих, исполняющих и контролирующих органов Комплексный характер и многоуровневость системы разрабатывающих, утверждающих, исполняющих и контролирующих органов Наличие взаимосвязей и взаимовлияния между программной и текущей деятельностью отраслевого подразделения ИОВ МСУ, НКО и бизнес-структур Наличие взаимосвязей и взаимовлияния между программной и текущей деятельностью отраслевого подразделения ИОВ МСУ, НКО и бизнес-структур Логическая последовательность этапов работы нарушается в силу бюрократических причин Логическая последовательность этапов работы нарушается в силу бюрократических причин Волюнтаризм в принятии решений Волюнтаризм в принятии решений Неумение чиновного аппарата пользоваться результатами оценки. Неумение чиновного аппарата пользоваться результатами оценки. Полномочия по принятию программ отданы исключительно органам исполнительной власти
Сложности: Задержки с получением информации для экспертизы Неумение (или нежелание) чиновников пользоваться современными технологиями визуализации материалов Стремление органов власти как можно «скромнее» отразить результаты общественной экспертизы или фальсифицировать их С 2005 года – применение экспертных технологий при подготовке публичных слушаний С 2005 года – применение экспертных технологий при подготовке публичных слушаний Основание: Федеральный закон 131-ФЗ от г. "Об общих принципах организации местного самоуправления"
Применение экспертных технологий в Форумах НКО (с 2005 года – в активном режиме) 1998г. «Некоммерческий сектор: начало пути». 1999г. «Народная дипломатия: в третье тысячелетие без войн и конфликтов!» 2001г. Форум проведен в рамках подготовки к 1-му Гражданскому Форуму России. 2002г. «Гражданский Форум – год спустя. Что дальше?» (российская экспертная конференция) 2004г. «Третий сектор Тольятти: направления развития» 2005г. «Тольятти – город новых технологий » (экспертиза состояния некоммерческого сектора) 2006г. «От социального партнерства – к стратегическому планированию» (экспертиза процесса стратегического планирования развития города Тольятти) 2007г. «Безопасность города: кто в ответе?» (экспертиза вопросов общественной безопасности) 2008г. «Некоммерческий сектор города Тольятти: взгляд в прошлое и будущее ( )» (экспертиза эффективности взаимодействия ОМСУ и некоммерческого сектора)
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА процесса стратегического планирования развития города Тольятти за период с 1999 по 2005 годы Примерная схема: Международные документы, Конституция РФ, ФЗ 131 "Об общих принципах организации МСУ в РФ» Миссия города Общая стратегия развития (план, концепция, программа развития и др.) соответствует ли стратегия выполнению принятой миссии, разработаны ли направления выполнения миссии Иные (локальные) документы по стратегическому планированию логична ли внутренняя структура всего комплекса документов по стратегическому планированию, имеются ли противоречия Планы или программы по реализации направлений развития в т.ч. каково соотношение ресурсов (муниципальных, частных, общественных) Какие орг.структуры реализуют тематические направления стратегического развития в т.ч. какова степень вовлеченности общества в управленческий процесс (НКО, бизнес, иные уровни власти) Результат (эффект) какова система оценки эффекта, какие применяются индикаторы
ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ГОРОДА Концепция комплексного социально- экономического развития города (1999г.) Миссия города (2000г.) Раздел «Стратегичес кий план» на сайте мэрии (2002г.) Улучшение качества жизни на основе: 1)Устойчивого функционирования автомобильной и химической промышленности; 2) формирования условий для многостороннего развития экономики Создание удобного для жизни города, делового и культурного центра Поволжья. Повышение качества жизни горожан. Цитата из распоряжения мэра Цитата из распоряжения мэра, подготовленного проектно-аналитическим центром городского стратегического совета, в которой описываются результаты работы этого самого центра: «Определены внешняя и внутренняя стороны объекта планирования. Необходимо учесть, что часть внешней среды города как объекта стратегического плана при определенных условиях имеет тенденции внутренней среды. Определены названия к 46 таблицам для анализа внешней и внутренней среды.»
Думой г.о.Тольятти утверждено Положение об общественном совете по стратегическому планированию Создан общественный совет по стратегическому планированию (в его составе из 24-х человек – 10 докторов и 8 кандидатов наук), Вопросы ведения Совета: общественная экспертиза проекта концепции Стратегического плана, проекта Стратегического плана, его отдельных разделов и программ Экспертные заключения Общественного совета подлежат опубликованию в СМИ. Для осуществления своей деятельности Общественный совет вправе привлекать отдельных специалистов и экспертов. Дополнительно - создана экспертная группа Общественного совета, в состав которой вошли специально подготовленные эксперты из некоммерческих организаций. С 2008 года – включение общественной экспертизы в процесс разработки нового стратегического плана развития г.Тольятти
«ШКОЛА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЭКСПЕРТОВ» С 2006 года – проект «ШКОЛА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЭКСПЕРТОВ» гг. - поддерживается Самарской Губернской Думой; 2008 г. - поддержан Аппаратом Правительства Самарской области. А) ПРОГРАММА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ (в соответствии с информационно-методическим пособием) 1. Общественно-политическая и экономическая актуальность внедрения общественной экспертизы в России 2. Основы законотворческого процесса. 3. Правовые основы общественной экспертизы. 4. Характеристика общественной экспертизы (цель, задачи, принципы, предмет, субъекты, объекты, виды общественной экспертизы) 5. Методы общественной экспертизы (диалектический, общенаучные, социологические, экономические, иные) 6. Особенности общественной экспертизы в различных отраслях (социально-культурная, экологическая, антикоррупционная, гендерная, бюджетная, оценка программ и проектов и др.) 7. Перечень типовых вопросов для проведения экспертного исследования. 8. Процедура проведения общественной экспертизы (этапы работ, права и обязанности, задание на экспертизу, договор с экспертом, способы получения и использования информации). 9. Этика общественного эксперта. 10. Документирование процесса общественной экспертизы. 11. Порядок использования экспертного заключения Б) ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Выработка учебного экспертного заключения по нормативному правовому акту или комплексному направлению муниципальной (гос.) политики Защита учебного экспертного заключения
Примеры тем учебных работ, выполненных участниками проекта: Системный анализ государственной социальной политики в области трудоустройства инвалидов*; Системный анализ самарской региональной и муниципальной (на примере г.Тольятти) политики в сфере туризма и гостеприимства. Экспертный анализ практики применения Федерального закона «Об общественных объединениях» и Федерального закона «О некоммерческих организациях» (на примере г.о.Тольятти). _________ * Под политикой здесь понимается система федерального законодательства, законодательства Самарской области и местных нормативных правовых актов.
Техническое задание на выработку учебного заключения общественной экспертизы А) ОБЪЕКТ АНАЛИЗА; Б) ЗАДАЧИ ЭКСПЕРТА: 1) проанализировать законодательство федерального и регионального уровня и местные нормативные правовые акты, установить наличие или отсутствие системообразующих факторов, а также возможность для локального (ведомственного) нормотворчества; 2) охарактеризовать эффективность законодательства, а именно: установить, обеспечивает ли законодательство возможность полной реализации соответствующих прав граждан, охарактеризовать недостатки законодательства, препятствующие реализации указанных прав, выявить наличие неоправданных издержек и дополнительных обязанностей для граждан при реализации ими указанных прав; и др. 3) выдвинуть предположения о возможных социальных и экономических последствиях проблем, выявленных в результате анализа законодательства; обосновать либо опровергнуть эти предположения с помощью доступной количественной и качественной информации о состоянии общества и его отдельных групп (в том числе статистических данных); 4) выработать предложения по устранению указанных проблем. В) ОБЯЗАННОСТИ ЭКСПЕРТА: 1) выработать план-график работы в соответствии с установленными сроками, 2) подготовить аналитический доклад по итогам экспертного анализа, 3) и др. по необходимости. Г) ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ:
«ШКОЛА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЭКСПЕРТОВ» Характеристики проекта «ШКОЛА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЭКСПЕРТОВ» Всего участников, прослушавших теоретический курс: более 100 человек Представительство: 10 муниципальных образований Самарской области Из них подготовили учебное заключение и допущены к публичной защите: 48 человек. Из них защитились: 41 человек.
Ближайшие планы: провести общественную экспертизу Стратегии развития Самарской области до 2020 года в контексте Концепции развития России («Концепции – 2020») и с учетом стратегий развития муниципальных образований Самарской области Представить результаты экспертной работы на региональном Форуме некоммерческих организаций (ноябрь-декабрь 2009 года).