Семинар по проекту «Подготовка региональных и муниципальных докладов и публичных отчетов образовательных учреждений» Руза, марта 2006 г. Подготовка докладов: анализ и представление результатов М.Агранович
Данные собраны Показатели/индикаторы рассчитаны ЧТО ДАЛЬШЕ?
Надо ответить на два вопроса: A.Кто наш читатель? Заинтересованные непрофессионалы: Органы представительной власти, Органы представительной власти, общественность (родители, СМИ, спонсоры и т.п.) общественность (родители, СМИ, спонсоры и т.п.) B.Что мы хотим ему сказать, а ему интересно услышать? оценка состояния системы оценка состояния системы проблемы и перспективы проблемы и перспективы
Задача доклада Объяснить, что и почему делается в сфере образования в регионе/муниципалитете Показать: обоснованность образовательной политики Результаты образовательной политики Проблемы и риски для достижения запланированных результатов
Задача анализа данных: Дать оценку ситуации Выявить тенденции Оценить ход реализации региональных/муниципальных программ и планов И на этой основе Указать на проблемы и риски Выдвинуть предложения по их решению/снижению
Особенности образовательных систем как объекта анализа Изменение системы и условий ее функционирования, в том числе, внешних требований Изменение системы и условий ее функционирования, в том числе, внешних требований Отсутствие эталона, норматива Отсутствие эталона, норматива
Сопоставительный анализ Временные ряды Временные ряды Межсистемные сопоставительные исследования Межсистемные сопоставительные исследования тенденции тенденции структуры и модели структуры и модели отклонения отклонения
Временные ряды – приведение данных к сопоставимому виду.
Временные ряды – учет изменения контекстных показателей
Сопоставительный анализ Сравнения с системами аналогичного уровня– Сравнения с системами аналогичного уровня– Общие тенденции и установившееся соотношения и стандарты – Где Я? Сравнения подведомственных образовательных систем Сравнения подведомственных образовательных систем Тенденции, отклонения от сложившихся соотношений, количественные характеристики закономерностей, вариация
Сравнение с системами того же уровня – Где Я? Сравнение области ХХХ с другими регионами федерального округа (фрагмент)
Social background and performance High performance High Low PISA Index of social background Student performance in PISA There is no quality-equity tradeoff. Quality and equity can both be achieved.
Сравнение подведомственных систем – отклонения и дифференциация Количество учащихся на 1 преподавателя по регионам РФ
Рекомендации и Макет помогают определить: Какие показатели сравнивать, Какие показатели сравнивать, Как сравнивать Как сравнивать Как привести показатели к сопоставимому виду. Как привести показатели к сопоставимому виду.
Как сравнивать – контекстные показатели
Оценка реализации программ Для чего нужны индикаторы: Общественный диалог по поводу образовательной политики и реформ Общественный диалог по поводу образовательной политики и реформ Способ оценки контроля и стимулирования органов управления всех уровней – от министерства до школы Способ оценки контроля и стимулирования органов управления всех уровней – от министерства до школы Система оценки состояния и развития сектора Система оценки состояния и развития сектора
Оценка реализации программ типы индикаторов Задача: создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе Индикатор затрат – расширение сети дошкольных учреждений, обеспечивающее необходимые места (отношение мест в ДО к численности детей соответствующего возраста) Индикатор результата – повышение охвата дошкольным образованием до 85% Индикатор эффекта – снижение Коэффициента повторного обучения в начальной школе
Проблема – нехватка квалифицированных, современно образованных педагогов, феминизация школы Сформулировать цель в рамках Региональной программы развития образования и Индикаторы достижения цели