Методический семинар «Модель выпускника факультета журналистики» Методический семинар «Модель выпускника факультета журналистики» Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций (ВШЖиМК) Факультет журналистики СПбГУ Итоги дискуссий в рабочей группе
Предварительные замечания 1.Выводы самоорганизовавшейся рабочей группы (Г. Н. Панкова, М. А. Бережная, С. С. Бодрунова, В. П. Летуновский, И. Н. Блохин, П. Ч. Хан + Л. Г. Фещенко, К. И. Григорьева) - не было предварительного исследования - только наболевшее 2. Радикальные идеи на деле не так уж радикальны. Нужно выбрать из них реализуемые и самые нужные 3. «Дорожная карта» взаимосвязанных новаций 4. «Дорожная карта» модели выпускника 5. Обсуждение – по ходу доклада и после него
4 Цели изменений Модель выпускника: «идеальный газ», нормативное представление о гармоничной журналистской личности Цели изменений с точки зрения выпускника: 1.Развитие журналистской личности 2.Гарантированное трудоустройство 3.Конкурентный уровень зарплаты Компетенции: -прогностические (знание рынка, понимание тенденций) -адаптационные (умение предвидеть и перестроиться) Адаптация к меняющемуся рынку труда
Цели изменений Цели изменений с точки зрения факультета: долгосрочная и среднесрочная перспектива 1.Долгосрочная перспектива: - ликвидация отставания от медиаиндустрии - «фабрика мысли» для российских СМИ 2. Среднесрочная перспектива: - новые условия для реальных рейтингов - выигрыш конкуренции с вузами Петербурга - выигрыш конкуренции с новыми формами образования
Компетенции студента профилизация Три вида компетенций ! - от простого к сложному - от элементов к комплексам - от общего к профессии
Реальные журналистские компетенции универсального характера написать хороший текст под заданный формат быстро сделать неплохой фоторепортаж записать подручными средствами аудио или видео планировать работу – свою и команды быстро ориентироваться в обстановке подбирать и интервьюировать источники составлять базу контактов получать доступ и аккредитацию искать и проверять фоновую информацию читать документы И писать, писать, писать под дедлайн! Пересмотр перечня компетенций: от дисциплин к компетентности! Универсальные журналистские компетенции
Что надо изменить?
Что хотелось бы изменить: предложения Четыре зоны усовершенствования: 1.Преподавание практики: дивергенция универсальных и профильных компетенций 2.Обновленная технологическая основа преподавания журналистики 3.Обновленная модель преподавателя 4.Пространство факультета как мотиватор Все блоки взаимосвязаны, продумана их синергия
1. Развитие практики Спор о том, что важнее: общежурналистские или узкопрофильные компетенции, - непродуктивен. Следует формировать и те, и другие! 1-2 курс: формирование универсальных навыков VS. 3-4 курс: формирование узкопрофессиональных навыков Целостность образования: сквозные идеи Сквозная идеология Сквозная мотивация студента Сквозные методические идеи и преемственность
1. Развитие практики СКВОЗНАЯ ИДЕОЛОГИЯ: 1.Преподавание практики через практику, а не попытки практики => проектная ориентация практических занятий всех видов 2.Новый уровень связи с практикой вне стен журфака 3.Поддержка ритма образования с 1 по 4 курс 4.Ориентация на публичность в любой момент 5. Мотивация студента
СКВОЗНАЯ МОТИВАЦИЯ: КНУТ И ПРЯНИК
1. Развитие практики СКВОЗНАЯ МОТИВАЦИЯ: КНУТ И ПРЯНИК НАЧНЕМ С КНУТА : - зачет/незачет, в том числе с учетом профдосье; - мотивация с начала обучения: базовая методичка по всем 4 годам обучения. Это требует большой методической инвентаризации! - приравнять несдачу дедлайна в течение недели к незачету!
1. Развитие практики СКВОЗНАЯ МОТИВАЦИЯ: ПРЯНИК - Интранет мотивационный рейтинг студентов, дистанционная обучающая среда, социальная сеть для студентов и выпускников - сквозная установка на конкуренцию через сотрудничество профессиональные конкурсы, коллекции публикаций, премии имени известных журналистов, усиленный день практики - портфолио как мотиватор для будущего трудоустройства -«фабрика звезд» совместные проекты/публикации с журналистами/преподавателями - поддержка «постоянно действующего» сотрудничества мастер-классы, кружки, факультативы, летние школы - поездки в другие города и другие вузы на практику - экскурсии в редакции и типографии
1. Развитие практики СКВОЗНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ИДЕИ 1.Медиалаборатории 1 семестр – портал «1 линия» 2 семестр – «1 линия» + учебная газета в формате медиалаборатории 3 и 4 курсы – «1 линия» + учебная газета в (полу)публичном виде 2.Базы практик Общий список баз практик - обязательный! Официальные договоры, ответственность, высокий уровень подготовки Объединить усилия кафедр профилизации, отдела практики, отдела по работе с клубом выпускников и юридической службы
1. Развитие практики КУРС: УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - ориентация на подготовку универсального журналиста, вооруженного полупрофессиональной техникой; - работа только над информационными жанрами; - преемственность преподавания ОТДЖ: от «сырого текста» к конвергентному продукту и добротному новостному содержанию, но с прохождением традиционных этапов на кафедрах СПП, МИТ, ТРЖ; - структура ОТДЖ, однако, претерпит небольшие изменения: вторая половина 4 семестра, после записи на будущие кафедры профилизации, должна быть посвящена преподаванию конвергентной журналистики и выполнению проектов, в том числе Большого отчетного проекта.
1. Развитие практики БОЛЬШОЙ ОТЧЕТНЫЙ ПРОЕКТ В СФЕРЕ КОНВЕРГЕНТНЫХ МЕДИА - «Живой блог»: освещение длящегося события (например, конференции) ИЛИ - продукт в технологии Rich media: освещение большой темы ! 2 КУРС, все (по группам): создание и редактирование контента + 4 КУРС (профиль - МИТ): создание платформы, ведение проекта Консультативная помощь: Adobe Systems Преподаватели 2 курса: от каждой кафедры профилизации (а не только ТРЖ) Преподаватели кафедры МИТ: перебросить 10 часов в нагрузке в С1 из С3
1. Развитие практики ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРАКТИКИ НА 1-2 КУРСЕ «Техника и технология печатных СМИ» => «Основы современного медиапроизводства» с ориентацией на производство комплиментарного продукта производственный процесс в современной редакции редакционная структура подготовка печатной продукции к печати технологии обработки «сырой информации» создание news to use (потребительских новостей) начала html-форматирования гипертекст в заданной редакционной оболочке фото, аудио и видео на уровне пользователя ! подручные средства ! начала стенографии
1. Развитие практики КОМПЕТЕНЦИИ ПРОФИЛИЗАЦИИ: 3-4 КУРС установка на знакомство с полным циклом медиапроизводства реализуется через творческие студии и учебную газету жанры все-таки надо сохранить творческие студии должны стать приоритетными проектами кафедр профилизации: мастерские, которые дают профессию! Авторские студии = петербургская школа?
1. Развитие практики УЧЕБНАЯ ГАЗЕТА НА 3-4 КУРСЕ Формат работы: - выход 2 раза в неделю, четверг и понедельник - дневное: по вечерам в формате пн-вт-ср, ср-чт-пт, вечернее, вероятно, по пятницам-субботам - частичная публикация в сети: либо пдф, либо «1 линия» - группа межкафедральная! - РТ может заниматься отдельно, а может присоединяться - кто не поучаствовал – незачет сразу! - внешние приглашенные редакторы из городских газет - должны составляться заранее списки студентов - нужен еще один куратор Учебная газета должна быть самым важным этапом в обучении!
1. Развитие практики Курс «Стандарты журналистики» право и СМИ с помощью кейсов, а не только законов этика СМИ как этика медиапроизводства работа с источником, использование цитат, оскорбления, этика фотографии и т. д. комплекс нормативных предпосылок работы объективность, политический нейтралитет, недопустимость продажности и джинсы, общественное благо нормативный стандарт медиатекста наличие двух источников, баланс мнений, разделение факта и комментария, общественно-значимая журналистика и т. д.
2. Технологическая основа Растущая роль кафедры медиадизайна и информационных технологий технологическая основа практически любого проекта обеспечивается кафедрой МИТ, в том числе (в будущем) и для кафедры ТРЖ; желательно присутствие студентов кафедры МИТ в проектах других кафедр в качестве технических и творческих соисполнителей; желательно закупить для дисциплин кафедры 1-2 курсов и конвергентных проектов полупрофессиональную фото- и видеоаппаратуру
2. Технологическая основа ТВОРЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ (ТПО) идея И. Н. Блохина структура, где будет идти постоянный процесс практики включить: ТРК «1 линия», портал «1 линия», дизайн-студию с новой техникой, фотостудию и аудиторию 415, ньюзрумы и другую проф. технику ТПО позволит: 1)разделить технику на профессиональную и вспомогательную; 2)провести инвентаризацию имеющейся технологической базы; 3)ознакомить всех преподавателей с практической базой; 4)вести учет и контроль работы с техникой; 5)! координировать работу всех подразделений ТПО и формально, и содержательно. Нужны два координатора. Добровольцы есть?
3. Модель преподавателя Что-что?! Никакие усилия не дадут результата, пока мы не осознаем, что главное условие развития учеников – учителя. А мы…
3. Модель преподавателя Что-что?! Никакие усилия не дадут результата, пока мы не осознаем, что главное условие развития учеников – учителя. А мы… не знаем, что происходит с медиасистемами на макро- и микроуровне отстаем от развития медиарынка и медиатехнологий не обладаем ключевым знанием – знанием аудитории не обладаем компетенциями, чтобы изучать медиаиндустрию Поэтому мы сами не можем прогнозировать развитие рынка журналистского труда даже на 3-5-летнюю перспективу. ? Новая модель подготовки и переподготовки профессуры?
3. Модель преподавателя НУЖНО, ЧТОБЫ КТО-ТО УЧИЛ НАС САМИХ. ИНСТИТУТ МЕДИАИССЛЕДОВАНИЙ Уже создан, но занимается не тем, чем требуется, и вряд ли справится Нужна реальная рабочая группа, которая будет: - читать на иностранных языках - анализировать медиасистему самостоятельно - собирать информацию из передовых исследований - создавать сценарии развития СМИ на 3-4 года вперед Это позволит нам адаптировать 4-летний образовательный цикл к скорости развития рынка СМИ.
3. Модель преподавателя Институт медиаисследований на аутсорсинге! 8-9 человек: 4 исследователя (социолог, маркетолог, медиаметрист, психолог, технолог) 2 преподавателя-методиста для переработки информации в методические рекомендации для коллег 1-2 представителя индустрии для верификации выводов Заказчик: Институт повышения квалификации Перспективно с точки зрения коммерциализации Знание будет крайне востребованным: оно будет новым, практически применимым, научно обоснованным
3. Модель преподавателя Повышение квалификации преподавателей - регулярное повышение квалификации!!! - сперва ликбез всем без исключения - потом регулярное повышение квалификации по своей специализации - повышение квалификации на основе наработок Института медиаисследований раз в год - стажировки в редакциях не реже, чем раз в два года -знакомство всех преподавателей с основной новой техникой - регулярные семинары с представителями медиаиндустрии
4. Пространство факультета ДВУХЭТАЖНЫЙ МЕДИАЛОФТ. Wow! Пространство факультета должно стать культовым Должен расшириться его функционал: - включаем студента в медиасреду - привлекаем медиасреду на факультет этаж, включая пространство двора, столовую, оба холла на входе, аудиторию 101, а также частично библиотеку, превратится в пространство самоорганизации, встреч и творчества - отдельный куратор, связи с выставочными лофтами, редакциями, союзами журналистов, дизайнеров, телевизионщиков, другими вузами - выставка на третьем этаже отныне должна принадлежать студентам
4. Пространство факультета МЕДИАТЕКА. Wow-wow! - делать надо не так уж много, и это под силу нам самим - электронный каталог и современный доступ к нему - перевод наших изданий в формат pdf, а также под ebooks - оформить библиотечное пространство - навести порядок в фондах библиотеки, убрать лишнее - привлечь Adobe Systems к разработке интерфейса и информационной архитектуры медиатеки
Давайте придумаем, как это сделать! Спасибо за внимание! Давайте придумаем, как это сделать! Спасибо за внимание! С. С. Бодрунова, доц.