Как формируется годовой публичный доклад директора школы? М.Агранович Руководитель Центра мониторинга и статистики образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Общественная значимость публичных докладов органов власти регионального и муниципального уровней, руководителей образовательных учреждений А. Фатеева Центр.
Advertisements

Семинар по проекту «Подготовка региональных и муниципальных докладов и публичных отчетов образовательных учреждений» Руза, марта 2006 г. Подготовка.
Технология публичных докладов Зоткин А.О. Томск 19 января 2006 г.
1-3 марта 2006 г. Методические основы подготовки докладов: состав индикаторов, используемых для описания состояния и развития образовательных систем, некоторые.
LOGO СЕМИНАР ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПУБЛИЧНОГО ДОКЛАДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Внутришкольная модель оценки качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009.
Тематический модуль курса обучения школьных управляющих (2 (4)часа) Управляющий совет: оценка качества образования, публичный доклад.
ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ.
ФЦПРО Проект «Разработка нормативной правовой и методической базы, обеспечивающей переход в субъектах Российской Федерации.
Модель внутриучрежденческой системы оценки качества образования МБОУСОШ 21.
1 Качество образования- Качество образования- мера соответствия полученных образовательных результатов заявленным (ЗУН, компетентности и ценности)
Развитие региональной системы оценки качества образования Воронежской области По результатам работы секции «Общественных слушаний КПМО». Руководитель:
Регламент Публичный доклад ОУ – форма ежегодного широкого информирования общественности о деятельности, основных результатах и проблемах его функционирования.
Подготовка и публикация докладов о состоянии и результатах деятельности системы образования на региональном и субрегиональном уровнях как механизм модернизации.
«Оценка результатов обучения ведущих консультантов и перспектив деятельности» Алексеева Анна Станиславовна, к.б.н., проректор по корпоративному обучению.
1 Комплексный проект модернизации образования Саратовской области. Развитие региональной системы оценки качества образования Дорожная карта реализации.
Современная система оценки качества образования, открытость и доступность.
Семинар по проекту «Разработка и апробация механизмов и методического инструментария управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях.
Структура и содержание Программы развития ОО. Программа развития Учреждения должна содержать следующие разделы: информационно-аналитическая справка о.
Управление образования администрации Арсеньевского городского округа Мониторинг качества образования 2011 год.
Транксрипт:

Как формируется годовой публичный доклад директора школы? М.Агранович Руководитель Центра мониторинга и статистики образования

Образование – один из основных предметов общественного диалога Образование в нашей стране традиционно является предметом особого внимания со стороны и общества, и государства. в то же время Наверное только экономика опережает образование по масштабам взаимонепонимания и ложных представлений, количеству мифов и отсутствию контакта общества и государства

ДИАЛОГ Система образования Отрывочные сведения, СМИ, личный опыт Данные о системе вне общественного контекста Представления и приоритеты Цели, задачи Общественный монолог Планы действий Общественность Администрация

Одна из основных причин неэффективности общественного диалога - отсутствие информационной основы Доклад о состоянии и перспективах развития школы имеет своей целью, по-возможности, восполнить пробел в информационном обеспечении общественного диалога Почему администрация и общество не слышат друг друга?

Задача доклада рассказать общественности, органам представительной власти, руководству территории о результатах, потенциале и условиях функционирования учебного заведения, проблемах и направлениях развития школы.

Для этого надо: Охарактеризовать: достигнутый уровень образовательных услуг, результатов, условий обучения достигнутый уровень образовательных услуг, результатов, условий обученияПоказать, Что сделано и какие это дало результаты Что сделано и какие это дало результаты В чем проблемы и что предполагается сделать В чем проблемы и что предполагается сделать Каковы трудности и риски для достижения запланированных результатов Каковы трудности и риски для достижения запланированных результатов

Содержательное наполнение Доклада – количественные оценки Мировой опыт показывает –общественный диалог становится предметным, когда описание состояния и перспектив выражены в количественных показателях Поэтому Информационная основа Доклада – образовательная статистика в широком смысле, включая данные социологических обследований, мониторинга качества образования Задачи и результаты деятельности, выраженные в количественных показателях : лучше понимаются, причем всеми более или менее одинаково лучше понимаются, причем всеми более или менее одинаково становятся основой для конструктивного диалога становятся основой для конструктивного диалога делают возможным контроль за действиями власти со стороны общества делают возможным контроль за действиями власти со стороны общества

Доклад – не статистический справочник Предмет доклада – не агрегированные данные статистики, а аналитические индикаторы и показатели, содержательно характеризующих систему образования Предмет доклада – не агрегированные данные статистики, а аналитические индикаторы и показатели, содержательно характеризующих систему образования Содержание доклада – не представление данных, а анализ и интерпретация расчетных индикаторов Содержание доклада – не представление данных, а анализ и интерпретация расчетных индикаторов

Структура и содержание доклада Надо ответить на два вопроса: A.Кто наш читатель? Заинтересованные непрофессионалы: Органы представительной власти, Органы представительной власти, общественность (родители, СМИ, спонсоры и т.п.) общественность (родители, СМИ, спонсоры и т.п.) B.Что мы хотим ему сказать, а ему интересно услышать? Характеристика уровня образовательных услуг, в динамике и в сравнении с другими школами Характеристика уровня образовательных услуг, в динамике и в сравнении с другими школами Что сделано, и каковы результаты Что сделано, и каковы результаты Что делается проблемы и перспективы Что делается проблемы и перспективы

Примерная структура доклада (1) Доклад должен ответить на следующие вопросы Что мы собой представляем и в чем наше отличие от других учебных заведений? Что мы собой представляем и в чем наше отличие от других учебных заведений? Каковы наши цели? Каковы наши цели? Каков уровень ресурсного обеспечения школы, как мы используем имеющиеся ресурсы и поступающие средства; кто наши партнеры? Каков уровень ресурсного обеспечения школы, как мы используем имеющиеся ресурсы и поступающие средства; кто наши партнеры? Чего мы достигли и что планируем сделать? Чего мы достигли и что планируем сделать?

Примерная структура доклада (2) Рекомендуемая структура публичного отчета директора школы включает следующие основные разделы: Общая характеристика школы. Общая характеристика школы. Результаты образовательной деятельности, включающие в себя результаты внешней оценки. Результаты образовательной деятельности, включающие в себя результаты внешней оценки. Спектр образовательных услуг. Спектр образовательных услуг. Условия осуществления образовательного процесса, в т.ч. ресурсное обеспечение и материально-техническая база, кадры. Условия осуществления образовательного процесса, в т.ч. ресурсное обеспечение и материально-техническая база, кадры. Структура управления, социальное партнерство (вузы и т.п.). Структура управления, социальное партнерство (вузы и т.п.). Ближайшие перспективы. Ближайшие перспективы.

Характеристики и количественные показатели Результаты образования Условия обученияРесурсы/потенциал Учебные и внеучебные результаты Соответствие требованиям и запросу Социализация Безопасность и здоровье Дополнительные услуги Информационная среда Мат.-техническое обеспечение Кадры Финансовые ресурсы

Качество образования (пример индикаторов) Результаты внешней оценки: ЕГЭ, инспекционных проверок, комплексной аттестации учреждения, срезовых работ, проводимых учредителем Результаты внешней оценки: ЕГЭ, инспекционных проверок, комплексной аттестации учреждения, срезовых работ, проводимых учредителем Масштаб и результаты участия школьников в олимпиадах и конкурсах различных уровней. Масштаб и результаты участия школьников в олимпиадах и конкурсах различных уровней. Количественное соотношение выпускников школы и выпускников, зачисленных на бюджетные места в государственные вузы Количественное соотношение выпускников школы и выпускников, зачисленных на бюджетные места в государственные вузы Отсев и выбытие по ступеням Отсев и выбытие по ступеням Количественное соотношение учащихся, проживающих в районе школы и проживающих в других территориях. Количественное соотношение учащихся, проживающих в районе школы и проживающих в других территориях. Ежегодная динамика (за 5 лет) соотношений желающих быть зачисленными в школу 1 и 3 ступеней и зачисленных. Ежегодная динамика (за 5 лет) соотношений желающих быть зачисленными в школу 1 и 3 ступеней и зачисленных.

Особенности образовательных систем как объекта анализа Изменение системы и условий ее функционирования, в том числе, внешних требований Изменение системы и условий ее функционирования, в том числе, внешних требований Отсутствие эталона, норматива Отсутствие эталона, норматива

Основные методические подходы Контекстный анализ – связь образования с социально-экономической ситуацией Контекстный анализ – связь образования с социально-экономической ситуацией Сопоставительный анализ Сопоставительный анализ Со средними данными Со средними данными С другими учебными заведениями С другими учебными заведениями

Учет социально-экономического контекста: 1. Демографические факторы набор в первый класс численность населения в возрасте 7 лет доля школы в наборе10%11%12% 2. Миграция – результаты обучения 3. Образование родителей - результаты обучения

Сопоставительный анализ Сравнения с системами аналогичного уровня– Сравнения с системами аналогичного уровня– Насколько я хорош или плох? В чем мои сильные и слабые стороны? Сравнения со средними показателями Сравнения со средними показателями Тенденции, отклонения от сложившихся соотношений, количественные характеристики закономерностей, вариация

Особенности и проблемы подготовки доклада ОУ Адресат: Адресат: орган общественного управления орган общественного управления родители учащихся родители учащихся родители потенциальных учащихся родители потенциальных учащихся Сопоставления – с кем, где взять информацию Сопоставления – с кем, где взять информацию Ограниченность возможности использования стандартной статистики Ограниченность возможности использования стандартной статистики

Представление результатов – оформление докладов Четкое и подробное оглавление, отражающее структуру доклада Четкое и подробное оглавление, отражающее структуру доклада Ясный язык без специальных терминов и аббревиатур Ясный язык без специальных терминов и аббревиатур Избегать перечисления цифр в тексте - лучше привести график. Если цифр немного, то таблицу. Избегать перечисления цифр в тексте - лучше привести график. Если цифр немного, то таблицу. Факты, отдельные цифры и т.д. выделябтся в тексте цветом или рамкой Факты, отдельные цифры и т.д. выделябтся в тексте цветом или рамкой В заключение привести краткие выводы, суммирующие текст доклада В заключение привести краткие выводы, суммирующие текст доклада Все официальные документы, таблицы и т.п. лучше поместить в приложение Все официальные документы, таблицы и т.п. лучше поместить в приложение

Некоторые типичные ошибки

Содержание и логика изложения «Департамент общего образования в гг. проводит крупномасштабные изменения по следующим направлениям: Обновление структуры и содержания общего образования: внедрение ЕГЭ с 2001 г. Обновление структуры и содержания общего образования: внедрение ЕГЭ с 2001 г. Отработка организационно-технологической схемы проведения ЕГЭ. Отработка организационно-технологической схемы проведения ЕГЭ. Областной эксперимент по подготовке и введению предпрофильной подготовки и профильного обучения с 2004 г. Областной эксперимент по подготовке и введению предпрофильной подготовки и профильного обучения с 2004 г. Переход на Региональный базисный учебный план (БУП) 2004 года на основе федерального БУПа 2004г. Переход на Региональный базисный учебный план (БУП) 2004 года на основе федерального БУПа 2004г. Разработана концепция развития дошкольного образования». Разработана концепция развития дошкольного образования». В докладах описывается именно «компания», а не «чистка» - Формулируется проблема, а потом говорится об административно- управленческих шагах, но ничего о том, что сделано и что это дало «Проводить компанию по чистке улиц и чистить улицы – не одно и то же» (И. Ильф и Е. Петров.)

Содержание и логика изложения «Реструктуризация сети образовательных учреждений в течение последнего десятилетия осуществляется на плановой основе, в ходе реализации муниципальных и областных целевых программ, а также инновационных проектов, связанных с созданием муниципальных образовательных округов и культурно- образовательных комплексов». Писать надо не о том, что делается, а о том, какая задача решается, почему именно эта и каков результат

Содержание и логика изложения В 2004 г. после окончания 9 классов дневных школ продолжили обучение в общеобразовательных школах из 2736 учащихся – 1874 (68,5 %), этот показатель на 1,5 % выше значения 2003 года, перешли в вечернюю школу 71 (2,7%) – это на 0,3% ниже прошлого года, поступили в Сузы – 407 учащихся (16%), ПУ – 304 (12%), это ниже на 2% по сравнению с 2003 г Избыток фактов и цифр, которые не несут никакой содержательной информации, повисают в воздухе и никак не участвуют ни в оценке ситуации, ни в рекомендациях

Типичные ошибки Язык доклада «Структурно долевое сравнение второгодничества демонстрирует межрегиональное сходство «Структурно долевое сравнение второгодничества демонстрирует межрегиональное сходство «Администрацией ОУ … ведется работа с родителями учащихся, стоящих на ВШУ, ОпДН, отнесенных к категории неблагополучных» «Администрацией ОУ … ведется работа с родителями учащихся, стоящих на ВШУ, ОпДН, отнесенных к категории неблагополучных» «Папа, ты с кем разговариваешь?»

Подводя итоги: Цикл работ по методическому сопровождению и опыт подготовки докладов в регионах позволил сформулировать ряд общих требований, которым должен отвечать публичный доклад: Доклад – персонифицированный документ, публичный отчет руководителя учебного заведения, а не результат исследований, проведенных группой экспертов. Доклад – персонифицированный документ, публичный отчет руководителя учебного заведения, а не результат исследований, проведенных группой экспертов. Периодический Доклад - аналитический публичный документ, задача которого представить общественности состояние и перспективы развития школы Периодический Доклад - аналитический публичный документ, задача которого представить общественности состояние и перспективы развития школы

Подводя итоги (2): Доклад адресован внешним по отношению к системе образования читателям – «заинтересованным непрофессионалам». Он готовится для широкой публики, органов законодательной и исполнительной власти, учащихся и/или их родителей. Доклад адресован внешним по отношению к системе образования читателям – «заинтересованным непрофессионалам». Он готовится для широкой публики, органов законодательной и исполнительной власти, учащихся и/или их родителей. Доклад готовится на основе данных статистики образования и смежных областей, но не является статистическим сборником. Предмет Доклада - анализ индикаторов и показателей, содержательно характеризующих систему образования, а не представление данных статистики. Доклад готовится на основе данных статистики образования и смежных областей, но не является статистическим сборником. Предмет Доклада - анализ индикаторов и показателей, содержательно характеризующих систему образования, а не представление данных статистики. Доклад является презентационной версией, логическим завершением проведенного комплексного анализа, содержит интерпретацию результатов анализа, предназначен для визуализации этих результатов и представления о школе группам потребителей информации в виде, пригодном для использования ими при принятии решений. Доклад является презентационной версией, логическим завершением проведенного комплексного анализа, содержит интерпретацию результатов анализа, предназначен для визуализации этих результатов и представления о школе группам потребителей информации в виде, пригодном для использования ими при принятии решений.

Чем можно воспользоваться? Методические рекомендации, рекомендованные МОН Где взять?