«Развитие самостоятельности школ как способ комплексной реализации проекта» Н.М.Шадрина Заместитель директора АНО «Эврика»
Институты и нормы Процесс модернизации можно рассматривать как процесс создания институтов и отношений, ценностей и норм, который требует предваряющего изменения идентичности людей модернизирующегося общества и завершается сменой их идентичности
Показатели самостоятельности школы 1.Бюджетная, автономная 2.Финансирование на основании Г(М)З 3.Открытие счета в кредитной организации, лицевые счета в казначействе. 4.Действующий орган государственно- общественного управления 5.Самостоятельно распоряжаться собственным бюджетом 6.Самостоятельное расходование экономии от средств выделенных на Г(М)З 7.Самостоятельное использование имущества образовательного учреждения 8.Штатное расписание не согласовывается с учредителем 9.Собственная образовательная программа (отличная от примерной) 10.Собственное положение об оплате труда, учитывающее все виды работ учителя, основной принцип – оплата за результат 11.………………… 1.Наличие стратегии развития школы и ответственность за ее результат
Самостоятельность школ В среднем по Российской Федерации значение показателя «Доля казенных общеобразовательных учреждений от общего числа школ» составило 22,5%, что на 17,7% больше, чем значение показателя «Доля автономных общеобразовательных учреждений Основную проблему, препятствующую реализации направления субъекты Российской Федерации видят в недостаточном уровне квалификации управленческого персонала школ для внедрения инструментов финансово-хозяйственной самостоятельности
Доведение средств до школы по нормативу
Доля общеобразовательных учреждений, которые представили общественности публичный доклад, обеспечивающий открытость и прозрачность деятельности учреждения (от общего числа общеобразовательных учреждений), в том числе:
Доля общеобразовательных учреждений, которые представили общественности публичный доклад, обеспечивающий открытость и прозрачность деятельности учреждения и разместили в сети Интернет (от общего числа образовательных учреждений, представивших публичный доклад)
Доля общеобразовательных учреждений, в которых созданы органы государственно-общественного управления учреждения (от общего числа общеобразовательных учреждений
Доля образовательных учреждений учреждения (от общего числа общеобразовательных учреждений), в которых взаимодействие с родителями осуществляется посредством постоянно-действующих реальных и виртуальных переговорных площадок (форум на сайте образовательного учреждения, общественная родительская организация, лекторий, семинар и др.)
Доля автономных общеобразовательных учреждений
ТИПЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ бюджетные учреждения – получатели бюджетных средств автономные учреждения – получатели субсидий автономные учреждения бюджетные учреждения казенные учреждения Государственные (муниципальные) учреждения: участники бюджетного процесса не являются участниками бюджетного процесса участники бюджетного процесса не являются участниками бюджетного процесса
Бюджетное или автономное ? Автономное учреждение Бюджетное учреждение Согласование с Наблюдательным советом плана ФХД, кредитной организации, сделок и др Согласование с Учредителем Плана ФХД и др Возможность открытия счета в любой кредитной организации Открытие счета только в казначействе 94 – ФЗ не распространяется на АУ94 – ФЗ распространяется на БУ Возможность сделок с ценными бумагами Отсутствие возможности сделок с ценными бумагами
Переход на ФГОС Реализация ФГОС - доведение средств до школы в полном объеме Формирование Г(М)З из расчета стоимости образовательной программы в соответствии с ФГОС Ответственность за результат, за качество оказываемой услуги Разработка образовательной программы ОУ Разработка Положения об оплате труда
Совершенствование учительского корпуса Разработка Положения о распределении стимулирующей части оплаты труда Разработка показателей отражающих эффективность труда учителя и установление взаимосвязи с показателями качества оказываемой услуги Переход на «Эффективный контракт» с учителем
Работа с одаренными детьми Разработка программ по работе с одаренными детьми Разработка методики формирования норматива на реализацию программ по работе с одаренными детьми Внесение в перечень услуг – услугу по реализации программы по работе с одаренными детьми Получение Г(М)З на услугу по реализации программы по работе с одаренными детьми Достижение показателей качества услуги
Сохранение и укрепление здоровья школьников Предоставления специальных образовательных и психологических услуг детям с особыми образовательными потребностями с учетом личностно-ориентированного подхода, в том числе реализация направления ПНПО по дистанционному образованию детей-инвалидов, обучающихся на дому по общеобразовательной программе. Организация школьного питания
Развитие системы поддержки талантливых детей Разработка норматива финансирование на реализацию программ для работы с одаренными детьми Включение в перечень ведомственных услуг – услуги по реализации образовательной программы с одаренными детьми Формирование Г(М)З для общеобразовательных учреждений
Изменение школьной инфраструктуры Создание условий для развития электронной информационной среды Образование в сети Создание условий отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесс Обеспечение возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с
Нормативные основания самостоятельности школ ФЗ 83 - ФЗ Бюджетный кодекс Закон «Об образовании»
Институты и нормы Установление взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг учреждением и эффективностью деятельности работника учреждения Введение системы оценки эффективности деятельности работников учреждений Переход на эффективный контракт с руководителем общеобразовательного учреждения Перенос акцента со стороны текущего контроля за деятельностью учреждения в сторону контроля за полнотой и качеством оказываемых услуг
Риски несамостоятельности Отсутствие самостоятельности школ не позволяет развиваться, школа, которая не развивается - не востребована потребителями, не востребован а потребителями - нет задания, нет задания – нет школы. Не эффективные школы будут оптимизированы, реструктуризированы, объединены с лучшими школами
Риски несамостоятельности Несамостоятельность школ – «ручное управление», несамостоятельность школ – отсутствие ответственность за результат, Отсутствие ответственности за результат – низкое качество образования Правонарушения Здоровье обучающихся Низкий уровень притязаний Низкое качество жизни
Благодарю за внимание!