от 20 до 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье школьников, связано со школой и учебной нагрузкой по данным исследований Института возрастной физиологии РАО здоровы лишь от 5 до 25% школьников, из них в начальной школе % детей за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки Состояние здоровья школьников
С целью создания оптимальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в МАОУСОШ 8 г. Старая Русса: в 1992 году был открыт первый класс охраны зрения (IV вид) в 1997 году - классы для детей с тяжелыми нарушениями речи (V вид) МАОУСОШ 8 г.Старая Русса
За восемнадцать лет работы с 1992 по 2010 год: в классах охраны зрения прошли обучение 291 учащийся в речевых классах – 218 детей МАОУСОШ 8 г.Старая Русса
Особенности детей с ОВЗ более длительная адаптация к школьному укладу трудности овладения понятиями и терминами трудности формирования и формулирования собственных мыслей недостаточное понимание учебных заданий, указаний и инструкций учителя недостаточное развитие дискурса (связной речи – самостоятельная письменная и устная речь)
Психологические особенности детей с ОВЗ неустойчивое внимание недостаточное развитие способности к переключению слабое развитие словесно-логического мышления недостаточная способность к запоминанию недостаточный уровень развития контроля недостаточный уровень развития регуляции и произвольности
Проблемы в обучении у детей с ОВЗ замедленное и ограниченное восприятие недостатки развития моторики недостатки развития мыслительной деятельности проблемы ассоциативного плана недостаточность познавательной деятельности проблемы в знаниях и представлениях об окружающем мире нарушения в развитии регуляции
Здоровьесберегающий аспект Организация обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении Учебный аспект Воспитательный аспект
знание диагнозов и заключений ПМПК, контроль за выполнением всех рекомендаций врача и других специалистов упражнения на релаксацию пятиминутки активного отдыха постоянная смена видов деятельности соблюдение рекомендаций СанПиНа Здоровьесберегающий аспект организации УВП
развитие самостоятельности и самоорганизации оказание индивидуальной помощи использование вспомогательных средств обучения система коррекционно-развивающих занятий метод опережающего обучения С.Н. Лысенковой комментируемое управление практическая направленность учебного материала активные формы обучения Учебный аспект организации УВП
изучение личностных особенностей детей организация работы родительского всеобуча специфика взаимоотношений детей с ОВЗ в коллективе система воспитательной работы классного руководителя соблюдение режима дня и выполнение общественных поручений праздники, конкурсы, беседы, экскурсии, инсценировки Воспитательный аспект организации УВП
Тема урока Цель коррекционной работы и образовательная цель Содержание коррекционной работы в контексте учебного материала Методы, приёмы обучения и средства коррекции Поэтапное руководство учебно-познавательной деятельностью детей Формирование сенсорного опыта Формирование приёмов умственной деятельности Коррекционная направленность методов обучения Ожидаемый эффект компенсации дефекта Коррекция психического развитияКоррекция физического развития
Разноуровневые задания и карточки
Тетради на печатной основе
Активные формы обучения
Сигнальные карточки и картинный диктант
Кислородный коктейль