СЕМЬЯ Г.В., доктор психологических наук, директор Межрегионального института профессиональных компетенций СФГА международный эксперт Конкурс воспитателей образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Москва, 19 мая 2011 г.
УЧРЕЖДЕНИЯ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (около 130 тыс.детей) Детские дома общего типа – 1030 Санаторные детские дома – 34 Специальные (коррекционные) – 177 Школы-интернаты – 144 Детские дома-школы – 72 Негосударственные - 10
Несовершеннолетние, преступившие закон, отбывают наказания - в воспитательных колониях. На 01 января 2010 г. в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних содержится 5,9 тыс. человек; их них 3 – для несовершеннолетних женского пола. - в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа. На начало 2009 года в России функционировало 61 специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (СУВУ ЗТ), расположенное в 48 субъектах Российской Федерации: 23 специальных профессиональных училища (из них 17 - для мальчиков, 4 - для девочек, 2 - смешанных); 38 специальных общеобразовательных школ (из них 30 для мальчиков, 1- для девочек, 7- смешанных). Всего по состоянию на начало 2009 года в СУВУ ЗТ находилось воспитанников (на начало 2008 г. – 3 928), из них: 332 или 9% – несовершеннолетние женского пола (2008 г. – 432 или 11%); 752 или 20% воспитанников – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (2008 г. – 766 или 20%); 913 или 25% воспитанников – дети в возрасте от 11 до 14 лет (2008 г. – 948 или 24%), или 75% – подростки в возрасте старше 14 лет (2008 г. – или 76%).
Результаты мониторинга, 2008 г. Более чем в 56% школ-интернатов и 53% детских домов-школ проживает более 100 детей Наполняемость от 50 до 100 детей зафиксирована для 45% детских домов и 33% школ-интернатов. Практически во 75% учреждений – воспитанники проживают в группах в типовых зданиях школ, детских садов и др. Общая доля учреждений, где организовано проживание в разновозрастных группах составляет 62% от общей численности учреждений Условия для общения с родственниками(гостевые комнаты) созданы в 53% учреждений
Изменение контингента воспитанников в организациях для детей-сирот ВЫЯВЛЕНИЕ: 60% после 7 лет; в регионах до 40% старшие подростки (социально и педагогически запущенные) СЕМЕЙНОЕ УСТРОЙСТВО: переданы на семейные формы маленькие и здоровые. Результат : около 70% детей старше 10 лет Выбытие: возврат в кровную семью, достижение 18 лет, смерть и др. причины РЕЗУЛЬТАТ: 69% - подростки,13% - инвалиды, 11%- сиблинги (многодетные)
Изменения Новые функции учреждения для детей- сирот Изменение контингента воспитанников – новые формы воспитания Устройство детей в семьи, в том числе подготовка ребенка к переходу в семью Возврат детей в кровную семью Работа с травмами ребенка при возврате его из семьи в учреждение Психологическая работа с теми воспитанниками, которые не будут переданы в семью Подготовка к самостоятельной жизни, в том числе к семейной; опережающее формирование социальных сетей Создание условий, приближенных к семейным Выполнение функций уполномоченной организации
1:1,1 в учреждениях системы образования – число работников – число воспитанников За последние 3 года количество учреждений для детей-сирот сократилось на 203 (с 1467 в 2007 году до 1264 в 2009 году), численность воспитанников – более чем на 17 тысяч (с 86,6 тыс. до 69,5 тыс. человек).
Послание Президента РФ Федеральному Собранию, 2010 год К сожалению, в нашей стране ещё 130 тысяч ребят остаются вне семейной заботы. У них нет ни родителей, ни опекунов, они лишены главного – семейного тепла. Серьёзной проблемой остаются так называемые коррекционные детские дома. Они, к сожалению, больше работают на изоляцию детей, нежели на их социализацию. Поэтому за тем, что здесь происходит, должны наблюдать не только государственные службы, но и гражданское общество. При каждом доме ребёнка, в детских домах и коррекционных учреждениях необходимо создать попечительские советы, которые будут работать максимально открыто Нам нужны программы социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов. Мало обучить и накормить детей – их нужно вывести в новую, взрослую жизнь подготовленными и уверенными в себе. Здесь велика роль не только педагогов, но и местных властей.