Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса в дошкольном образовании Татьяна Викторовна Рыжова, преподаватель кафедры дошкольного образования СПб АППО 2011
Одно из положений ФГТ : «Программа должна основываться на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса». В настоящее время используются три основных принципа построения образовательного процесса: учебный; предметно-средовой; комплексно-тематический
Сравнение моделей построения воспитательно-образовательного процесса
Учебный принцип Данный принцип или модель построения образовательного процесса является наиболее распространенным и традиционным для российского дошкольного образования. Главное – обучение – ведущий образовательный процесс дошкольников Специально организованные занятия – основная форма обучения детей
Учебный принцип противоречие с основными положениями отечественной научной школы: учебная деятельность не является не только ведущей, но даже адекватной деятельностью детей дошкольного возраста; ее предпосылки формируются к концу дошкольного детства; предметный принцип построения образовательного процесса не соответствует возрастным особенностям дошкольников; организация специальных занятий по предметам не тождественна организации разных видов детской деятельности; различные виды детской деятельности либо уступают место «обучению на занятиях», либо сами дидактизируются; деятельность педагогов и детей на специально организованных занятиях не является совместной деятельностью детей и взрослых. основное на занятиях – это воздействие, а не взаимодействие.
Предметно-средовой принцип Его главное составляющее – дидактический материал, действие с которым автоматически развивает ребенка, соответственно взрослому отводится роль второстепенная – создание указанного дидактического материала. Наиболее яркий пример – система М. Монтессори В соответствии с нормативными документами по дошкольному образованию, одной из основных форм организации образовательного процесса является самостоятельная деятельность детей. Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Комплексно-тематический принцип Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса начинался в качестве просто тематического, и его история в российском дошкольном образовании также насчитывает не один десяток лет. В настоящее время комплексно- тематический принцип построения образовательного процесса успешно реализуется в специальной коррекционной педагогике. Построение образовательного процесса по «событийному» принципу
Не допускать!!! «интеллектуализации» развития детей гонки за объемом содержания, ведущей к перенасыщению информацией
Событийный принцип В основу реализации комплексно-тематического принципа положен календарь праздников (с учетом праздничных дат России), проводимых в детском саду, позволяет обеспечить: «проживание» ребенком содержания образовательного процесса во всех видах детской деятельности; социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников; поддержание эмоционально-положительного настроя ребенка в течение всего периода реализации тематического плана; технологичность работы педагогов по реализации Плана (ритм: подготовка к празднику – проведение праздника, подготовка к следующему празднику – проведение следующего праздника и т.д.); разнообразие форм подготовки и проведения праздников; выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (органичное включение в праздники и подготовку к ним родителей и законных представителей детей).
Комплексно - тематическое планирование воспитательно-образовательной работы разрабатывается на основе учета закономерностей развития ребенка дошкольного возраста; строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми; включает в себя соответствие культурно-историческому, деятельностному и личностному подходам к решению задач развития детей дошкольного возраста; направлено на охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее развитие; отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации; позволяет сочетать индивидуальные, подгрупповые и групповые формы организации работы с детьми в ходе проведения целевых прогулок (экскурсий), тематических бесед-обзоров, творческих мастерских, творческих конкурсов и заключительных праздников.
Планирование
Виды детской деятельности
Схема развития любого вида деятельности Совместная деятельность со взрослыми Совместная деятельность со сверстниками Самостоятельная деятельность детей
Комплексно- тематическая модель предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не будет работать
Принцип интеграции
Взаимосвязь, взаимопроникновение всех направлений воспитания и образования детей Принцип интеграции имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, а именно: поведение и деятельность дошкольников представляют собой недостаточное дифференцированное целое; «схватывание» целого раньше частей позволяет ребенку видеть предметы интегрально.
На этапе дошкольного образования основной акцент должен делаться на интеграцию предметных областей знаний. Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Инструментом в создании таких моделей выступает интеграция. Многие специалисты определяют ее как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении здоровья и свободного пространства детства. Принцип интеграции
Примерные виды интеграции образовательной области «Художественное творчество» По задачам и содержанию По средствам организации «Труд»: формирование адекватных возрасту трудовых умений и навыков в различных видах продуктивной деятельности «Коммуникация»: развитие свободного общения между с детьми и взрослыми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности «Познание»: формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части искусства «Музыка», «Художественная литература»: развитие творческих способностей посредством приобщения к различным видам искусства Содержание и результаты всех образовательных областей могут быть обогащены созданием продуктов детского творчества «Чтение художественной литературы», «Музыка»: использование образов литературных и музыкальных произведений для создания продуктов художественной деятельности детей
Благодарю за внимание!