Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса в дошкольном образовании Татьяна Викторовна Рыжова, преподаватель кафедры дошкольного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Повышение качества дошкольного образования на основе комплексно- тематического планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ ДОУ 64 г. Сызрань.
Advertisements

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
Подходы к планированию и организации работы в контексте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса в дошкольном образовании Требования к образовательной программе ДОУ.
L/O/G/O Образовательная программа дошкольного муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребёнка – детский сад 73.
Интегрированный принцип построения педагогического процесса в ДОУ.
Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
Комплексно-тематический принцип моделирования и планирования образовательного процесса Заведующий МБДОУ «Детский сад 55» Бардасова С.Н.
Консультация для воспитателей «Интеграция образовательных областей в планировании работы воспитателя ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.
Кириллова Ирина Владимировна заместитель заведующей по ВМР.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение : центр развития ребенка - детский сад первой категории 36 Обновление содержания дошкольного.
«Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГТ»
Logo Составила старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 67» Энгельсского.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ Реализация образовательных областей «Познание» «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» через познавательно-речевое.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего.
Транксрипт:

Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса в дошкольном образовании Татьяна Викторовна Рыжова, преподаватель кафедры дошкольного образования СПб АППО 2011

Одно из положений ФГТ : «Программа должна основываться на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса». В настоящее время используются три основных принципа построения образовательного процесса: учебный; предметно-средовой; комплексно-тематический

Сравнение моделей построения воспитательно-образовательного процесса

Учебный принцип Данный принцип или модель построения образовательного процесса является наиболее распространенным и традиционным для российского дошкольного образования. Главное – обучение – ведущий образовательный процесс дошкольников Специально организованные занятия – основная форма обучения детей

Учебный принцип противоречие с основными положениями отечественной научной школы: учебная деятельность не является не только ведущей, но даже адекватной деятельностью детей дошкольного возраста; ее предпосылки формируются к концу дошкольного детства; предметный принцип построения образовательного процесса не соответствует возрастным особенностям дошкольников; организация специальных занятий по предметам не тождественна организации разных видов детской деятельности; различные виды детской деятельности либо уступают место «обучению на занятиях», либо сами дидактизируются; деятельность педагогов и детей на специально организованных занятиях не является совместной деятельностью детей и взрослых. основное на занятиях – это воздействие, а не взаимодействие.

Предметно-средовой принцип Его главное составляющее – дидактический материал, действие с которым автоматически развивает ребенка, соответственно взрослому отводится роль второстепенная – создание указанного дидактического материала. Наиболее яркий пример – система М. Монтессори В соответствии с нормативными документами по дошкольному образованию, одной из основных форм организации образовательного процесса является самостоятельная деятельность детей. Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Комплексно-тематический принцип Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса начинался в качестве просто тематического, и его история в российском дошкольном образовании также насчитывает не один десяток лет. В настоящее время комплексно- тематический принцип построения образовательного процесса успешно реализуется в специальной коррекционной педагогике. Построение образовательного процесса по «событийному» принципу

Не допускать!!! «интеллектуализации» развития детей гонки за объемом содержания, ведущей к перенасыщению информацией

Событийный принцип В основу реализации комплексно-тематического принципа положен календарь праздников (с учетом праздничных дат России), проводимых в детском саду, позволяет обеспечить: «проживание» ребенком содержания образовательного процесса во всех видах детской деятельности; социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников; поддержание эмоционально-положительного настроя ребенка в течение всего периода реализации тематического плана; технологичность работы педагогов по реализации Плана (ритм: подготовка к празднику – проведение праздника, подготовка к следующему празднику – проведение следующего праздника и т.д.); разнообразие форм подготовки и проведения праздников; выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (органичное включение в праздники и подготовку к ним родителей и законных представителей детей).

Комплексно - тематическое планирование воспитательно-образовательной работы разрабатывается на основе учета закономерностей развития ребенка дошкольного возраста; строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми; включает в себя соответствие культурно-историческому, деятельностному и личностному подходам к решению задач развития детей дошкольного возраста; направлено на охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее развитие; отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации; позволяет сочетать индивидуальные, подгрупповые и групповые формы организации работы с детьми в ходе проведения целевых прогулок (экскурсий), тематических бесед-обзоров, творческих мастерских, творческих конкурсов и заключительных праздников.

Планирование

Виды детской деятельности

Схема развития любого вида деятельности Совместная деятельность со взрослыми Совместная деятельность со сверстниками Самостоятельная деятельность детей

Комплексно- тематическая модель предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не будет работать

Принцип интеграции

Взаимосвязь, взаимопроникновение всех направлений воспитания и образования детей Принцип интеграции имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, а именно: поведение и деятельность дошкольников представляют собой недостаточное дифференцированное целое; «схватывание» целого раньше частей позволяет ребенку видеть предметы интегрально.

На этапе дошкольного образования основной акцент должен делаться на интеграцию предметных областей знаний. Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Инструментом в создании таких моделей выступает интеграция. Многие специалисты определяют ее как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении здоровья и свободного пространства детства. Принцип интеграции

Примерные виды интеграции образовательной области «Художественное творчество» По задачам и содержанию По средствам организации «Труд»: формирование адекватных возрасту трудовых умений и навыков в различных видах продуктивной деятельности «Коммуникация»: развитие свободного общения между с детьми и взрослыми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности «Познание»: формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части искусства «Музыка», «Художественная литература»: развитие творческих способностей посредством приобщения к различным видам искусства Содержание и результаты всех образовательных областей могут быть обогащены созданием продуктов детского творчества «Чтение художественной литературы», «Музыка»: использование образов литературных и музыкальных произведений для создания продуктов художественной деятельности детей

Благодарю за внимание!