Консилиум Модель комплексной помощи специалистов в условиях общеобразовательной школы Заместитель директора ЦППРиК «Строгино» кандидат педагогических наук,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СЛУЖБА ППМС СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Advertisements

Психолого-медико- педагогический консилиум в общеобразовательной школе.
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
Причины обращений в ПМПк Тяжелая адаптация ребенка в ДОУ Нарушения эмоционально- волевой и коммуникативной сферы Низкая познавательная активность Низкий.
КГСОУ «Ачинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида». Комплексное сопровождение детей в образовательном процессе.
Взаимодействие специалистов ПМПк и педагогов образовательного учреждения в процессе психолого-педагогического сопровождения детей.
Основные направления, виды, алгоритм деятельности ПМПк И.Д. Маркевич, к.пед.наук, доцент кафедры МОИПКРОиК, методист ЦППРК.
Цель программы: Создание условий для обеспечения коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики. Дефектология (лат.defektus - недостаток) - наука, изучающая закономерности и особенности.
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
-форма взаимодействия специалистов для психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка, нуждающегося в особом внимании.
Кайгородова Настасия Амерзановна – председатель ПМПк Симакова Валентина Владимировна – педагог - психолог Краевое государственное бюджетное специальное.
Субъекты психолого- педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования.
ОРГАНИЗАЦИЯ психолого-педагогического сопровождения и индивидуальной работы с детьми с ОВЗ в условиях массовой общеобразовательной организации Москва,
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребёнка в образовательном процессе.
Тимофеева Ирина Васильевна учитель-дефектолог ГБОУ «Специальная (коррекционная) школа 1 VIII вида»
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Из опыта работы ГБОУ ЦО Создание системы психолого- медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях.
Транксрипт:

Консилиум Модель комплексной помощи специалистов в условиях общеобразовательной школы Заместитель директора ЦППРиК «Строгино» кандидат педагогических наук, учитель-дефектолог Вильшанская Аделя Дамировна

Консилиум коллегиальный орган, консолидирующий усилия специалистов различного профиля для оказания квалифицированной комплексной помощи учащимся и их родителям.

Цель деятельности консилиума обеспечение психолого-медико- педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на решение проблем развития, обучения и воспитания ребенка

Взаимодействие специалистов предполагает совместную деятельность по сопровождению субъекта образовательного процесса (ребенка, группы, класса), направленную на решение задач развития, обучения, воспитания и социализации детей и подростков и обеспечивает комплексный мультидисциплинарный подход в решении проблем ребенка. Организация взаимодействия специалистов в образовательном процессе достигается постановкой единых целей и задач и предполагает их реализацию командой единомышленников.

Взаимодействие специалистов предполагает разнообразные виды деятельности команды специалистов предполагает разные формы взаимодействия специалистов предполагает реализацию программы комплексной помощи

Модели Первая модель – это модель командного взаимодействия. Она обеспечивает целостность процесса взаимодействия специалистов, направленного на решение проблемы ребенка, где обозначение проблемы не имеет конкретизации содержания, а рассматривается глобально по отношению ко всем детям, нуждающимся в комплексной помощи. Во втором случае речь идет о моделировании программ комплексной помощи, как более частной задаче в решении определенного круга проблем ребенка.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ УРОВЕНЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Цель административного уровня – определение необходимых специалистов, привлекаемых для решения проблемы и степени участия каждого из специалистов в ее решении. Задачами данного уровня являются: Оценка существующих внутренних ресурсов специалистов и образовательного учреждения. Рассмотрение вопроса о необходимости привлечения дополнительных ресурсов. Формирование команды специалистов для решения частной проблемы ребенка. Организация работы команды специалистов. Привлечение специалистов и организаций другого профиля с целью повышения ресурсной базы образовательного учреждения. Обеспечение реализации программы комплексной помощи учащемуся.

сопровождение-наблюдение – специалист, реализуя программу комплексного помощи, осуществляет наблюдение за ребенком, разрабатывает рекомендации педагогу, родителям и другим специалистам, консультирует их реализацию программы коррекционно- развивающих занятий с сопровождением – специалист, в рамках программы комплексной помощи, проводит занятия и обеспечивает организацию всего комплекса мероприятий необходимых для эффективности коррекционного воздействия кураторство – для каждого учащегося назначается курирующий специалист, который консолидирует усилия специалистов вокруг проблемы ребенка, осуществляет пролонгированное наблюдение за его динамикой Специалист осуществляет

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ УРОВЕНЬ внешний подуровень внутренний подуровень

Цель содержательного уровня – определение путей помощи учащемуся и его семье в решении проблемы, составление и реализация индивидуальной комплексной программы занятий специалистов. Задачами данного уровня являются: 1. Планирование конкретных действий специалистов, направленных на определение и решение проблем ребенка в рамках командного подхода. 2. Прогнозирование результатов работы команды. 3. Составление индивидуальных комплексных программ занятий специалистов (программы развития и коррекции учащихся). 4. Реализация и корректировка программ развития и коррекции учащихся. 5.Определение границ профессионального деятельностного поля специалистов в коррекционной работе с ребенком.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ прогностический подуровень исполнительский подуровень

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ УРОВЕНЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ внутренний подуровень внешний подуровень прогностический подуровень исполнительский подуровень

Формы взаимодействия специалистов АДМИНИСТРАТИВНОГО УРОВНЯ Заседания ПМПк: плановые и внеплановые. Расширенные заседания ПМПк. Малые совещания. Взаимное консультирование. Супервизия.

Формы взаимодействия планирование совместных мероприятий назначение курирующего специалиста планирование суммарной нагрузки на ребенка

Формы взаимодействия специалистов АДМИНИСТРАТИВНОГО УРОВНЯ Заседания ПМПк: плановые и внеплановые. Расширенные заседания ПМПк. Малые совещания. Взаимное консультирование. Супервизия.

Направления работы диагностическое коррекционное консультативное просветительское и профилактическое организационно-методическое

Формы взаимодействия специалистов в рамках диагностического направления работы комплексный сбор данных о ребенке (информация от родителей, ближайшего круга, медицинский анамнез, результаты обучения); многоуровневая диагностика со сведением результатов совместное проведение диагностики этапная комплексная диагностика: отслеживание динамики развития учащегося и результатов коррекционных занятий, сопоставительный анализ динамики: результатов сопровождения командой, прогнозируемых результатов и уровня актуального развития ребенка, соответствие прогнозу

Формы взаимодействия специалистов в рамках коррекционного направления работы составление индивидуальных комплексных программ коррекционно-развивающих занятий (программ коррекции и развития учащихся) их реализация корректировка программ

Формы взаимодействия специалистов в рамках консультативного направления работы выработка совместных рекомендаций педагогам и родителям индивидуальное консультирование педагогов и родителей индивидуальное консультирование родителей группой специалистов (по итогам заседания консилиума) индивидуальные консультации курирующего специалиста

Формы взаимодействия специалистов в рамках просветительского и профилактического направлений работы выступление на педсоветах, методических объединениях (общая тема раскрывается разными специалистами) выступления на родительских собраниях (о формах работы специалистов с классами, тематические выступления с рекомендациями) создание печатных работ

Формы взаимодействия специалистов в рамках организационно-методического направления работы системный анализ деятельности ПМПк совместное обобщение практического опыта оформление единой документации участие в заседаниях ПМПк

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ШКОЛЬНОГО ПМПк Заседания ПМПк - планирование совместных мероприятий -назначение курирующего специалиста -планирование суммарной нагрузки на ученика Расширенные заседания ПМПк Супервизия Взаимное консульти- рование Малые Совещания ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ Внутренний подуровеньВнешний подуровень АДМИНИСТРАТИВНЫЙ УРОВЕНЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ Прогностический подуровеньИсполнительский подуровень ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ Организационно- методическое направление Системный анализ деятельности ПМПк Единая документация Совместное обобщение практического опыта Участие в заседаниях ПМПк Просветительское и профилактическое направление Выступление на педсоветах, метод. объединениях Выступление на родительских собраниях Создание печатных работ Консультативное направление Выработка совместных рекомендаций Консультации курирующего специалиста Консультирование участников образова- тельногопроцесса Консультирование педагогов и родителей Коррекционно-развивающее направление Составление ИКП коррекционно-развивающих занятий Реализация ИКП коррекционно-развивающих занятий Корректировка ИКП коррекционно-развивающих занятий Диагностическое направление Комплексный сбор данных Многоуровневая диагностика Этапная диагностика Совместная диагностика М О Д Е Л И Р О В А Н И Е программ комплексной помощи Уровень С О П Р О В О Ж Д Е Н И Я Сопровождение командой в форме наблюдения и/ или кураторство Сопровождение командой с проведением корр.- развивающ занятий и кураторство

Программа комплексной помощи Программа комплексной помощи учащегося ___________________ I Организационный блок: 1.1 Общие сведения о ребенке (данные анамнеза, индивидуальные особенности, выписка из заключения) ______________________________ 1.2 Организация комплексной работы специалистов: Внутренний уровень взаимодействия: Курирующий специалист _____________________________________________ Специалисты сопровождения-наблюдения ______________________________ Специалисты, проводящие коррекционные занятия ______________________ Взаимодействие специалистов образовательного учреждения (нужное подчеркнуть): комплексный сбор данных о ребенке, многоуровневая диагностика со сведением результата, совместное проведение диагностики, этапная комплексная диагностика, проведение занятий, анализ данных динамического изучения, другие виды работ _____________________ Внешний уровень взаимодействия: Обращение во внешние организации ___________________________________ Дополнительно привлекаемые специалисты __________________________ Взаимодействие с внешними специалистами __________________________

Программа комплексной помощи II Содержательный блок 2.1 Комплексное заключение специалистов ___________________________ 2.2 Общие рекомендации проведения коррекционной работы _____________ 2.3 Планирование содержания коррекционной работы специалистов учреждения Психолог ______________________________________________________ Дефектолог ___________________________________________________ Логопед _______________________________________________________ Социальный педагог _____________________________________________ Классный руководитель, педагог __________________________________ 2.4 Этапы реализации коррекционной программы ____________________ Корректировка _____________________________________________________ Дата ________________________________________ Специалисты _____________________________________________________

Коррекционно-развивающая работа специалистов По направлениям коррекционно-развивающей работы специалиста. Внутри одной сферы нарушенного развития выполняется коррекция на разном материале при одновременном коррекционном воздействии на ребенка специалистов. Ступенчатое выполнение работы: один специалист корригирует психическую структуру и передает другому специалисту для дальнейшей работы.

Этапы Диагностический этап Организационно-подготовительный этап Исполнительский (коррекционно- развивающий) этап Контрольный этап Итоговый этап

Документация 1. Протоколы заседаний консилиума. 2. Протокол первичного обследования ребенка (может находиться у специалиста). 3. Представления на учащихся. 4. Карта динамического развития ребенка (содержит заключение ОПМПК, представления специалистов, выписку из протокола с указанием рекомендаций, планирование коррекционных занятий, работы ребенка, программу комплексной помощи). 5. Бланк программы комплексной помощи учащихся

Публикации Вильшанская А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития – 5. – С.66 – 75, 6. – С. 66 – 70. Вильшанская А.Д. Взаимодействие специалистов школьного ПМПк в процессе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития с Школьный психолого-медико-педагогический консилиум: организационные основы деятельности / Авт. – сост. А.Д. Вильшанская. – Волгоград: Учитель, – 120 с.