© Тренер-преподаватель отделения бокса С.Г. Симонов Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа 5 Проект Тамбов 2010 Психологическая подготовка боксера перед соревнованиями
важность проблемы психологического воспитания юных боксёров важность проблемы психологического воспитания юных боксёров необходимость совершенствования форм и методов психологического воспитания подрастающего поколения в системе физкультурно-спортивной деятельности необходимость совершенствования форм и методов психологического воспитания подрастающего поколения в системе физкультурно-спортивной деятельности потребность общества в духовно зрелых и физически развитых личностях потребность общества в духовно зрелых и физически развитых личностях возможностью использования воспитывающего потенциала соревнований по боксу возможностью использования воспитывающего потенциала соревнований по боксу Актуальность проекта
формирование у боксера психологической устойчивости и готовности, которая должна сохраняться в бою в условиях соревнования Цель проекта
изучение специальной литературы по вопросу психологической подготовки боксеров к соревнованиям изучение специальной литературы по вопросу психологической подготовки боксеров к соревнованиям разработка системы мер по формированию у боксеров психологической устойчивости к условиям соревнований разработка системы мер по формированию у боксеров психологической устойчивости к условиям соревнований создание условий для формирования у боксеров в учебно-тренировочной деятельности психологического состояния, которое характеризуется уверенностью и себе, стремлением бороться до конца и желанием победить, значительной эмоциональной устойчивостью, умением управлять своими действиями, настроением и чувствами, способностью мобилизовать все силы для достижения цели. создание условий для формирования у боксеров в учебно-тренировочной деятельности психологического состояния, которое характеризуется уверенностью и себе, стремлением бороться до конца и желанием победить, значительной эмоциональной устойчивостью, умением управлять своими действиями, настроением и чувствами, способностью мобилизовать все силы для достижения цели. Задачи проекта
сформированная личностно ориентированная среда, в которой созданы оптимальные условия для становления психологической устойчивости боксеров качественный рост результатов соревнований, активности, дисциплинированности спортсменов- боксеров, их ответственности за результаты деятельности актуализация потребности в психологическом самосовершенствовании и саморазвитии Ожидаемые результаты
Механизмы оценки результатов отсутствие психологических срывов в соревновательном периоде количественные и качественные показатели роста результатов участия в соревнованиях тестирование спортсменов (шкала ситуативной тревожности, самооценка предсоревновательных эмоциональных состояний)
Целевая аудитория 1.Воспитанники отделения бокса 2. Тренер-преподаватель 3. Коллектив спортивной школы 4. Родители воспитанников
неготовность спортсмена преодолевать трудности учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, слабая мотивация к самосовершенствованию недостаток психологических знаний у тренера- преподавателя Возможные риски
Этапы реализации проекта I этап – сентябрь-октябрь 2009 года - прогностический этап изучение проблемы определение цели и задач проекта проведение диагностических мероприятий разработка методики психологической подготовки боксеров перед соревнованиями III этап – июль - август 2010 года – аналитико-коррекционный этап оценка результатов реализации проекта сопоставление желаемых и реальных результатов внесение коррективов в деятельность II этап – ноябрь 2009 года – июнь 2010 года – основной этап реализация методики психологической подготовки организация самостоятельной работы воспитанников по формированию психологической устойчивости повторная диагностика
Основные этапы психологической подготовки: 1) ранняя психологическая подготовка (примерно за месяц до соревнований и до жеребьевки); 2) психологическая подготовка к бою (от объявления результатов жеребьевки и до начала поединка); 3) психологическое воздействие на боксера и активная саморегуляция его эмоций во время турнира; 4) психологическое воздействие после окончания соревнований (в зависимости от результатов выступления боксера). Основные положения методики
Ранняя психологическая подготовка (примерно за месяц до соревнований и до жеребьевки) Основные положения методики Основные задачи: 1) определение главной задачи выступления боксера в предстоящем соревновании; 2) формирование общественно значимых мотивов выступления; 3)программирование предстоящих действий на основе информации о предполагаемых условиях соревнования и особенностях будущих противников; 4)уточнение намеченной программы во время предсоревновательной тренировки, совершенствование спортивного мастерства в условиях сбора; 5)настройка на саморегуляцию чувств, развитие благоприятных эмоций; 6)обеспечение нервной и физической «свежести»; 7)развитие способности к максимальным нервным и физическим нагрузкам аналогичным тем, которые встретятся в процессе соревнований; совершенствование до высшего уровня отстающих компонентов спортивного мастерства (техники, тактики, физической и боевой подготовки); 8)соблюдение режима тренировки, отдыха, питания и подготовка боевого веса; приведение организма в отличное состояние.
Психологическая подготовка к бою (от объявления результатов жеребьевки и до начала поединка); Основные положения методики Основные задачи: 1)интеграция деятельности тренера, врача и коллектива по психологической подготовки боксера. 2)убеждение спортсмена в важности успеха в предстоящем выступлении для коллектива, города, и др. 3)формирование уверенность в его способности побеждать путем убеждения. 4)оптимальная организации тренировки (оптимальный подбор партнеров для совершенствования спортивного мастерства, хорошие условия занятий, внимание тренера к боксеру, интересные и разнообразные упражнения), 5)индивидуализация учебных заданий 6)объективная характеристика его будущих противников.
Основные положения методики Основные задачи: 1) создание соответствующих благоприятных условий тренировки, отдыха, трудовой деятельности; 2) соблюдение режима; 3) словесное воздействие; 4) различные приемы самовоспитания воли, решительности, приемы внушения и самовнушения; 5) прослушивание музыкальных произведений для создания хорошего настроения, прогулки, интересные встречи и др. 6) индивидуализация подхода, создание благоприятной обстановки. Психологическое воздействие на боксера и активная саморегуляция его эмоций во время турнира
Основные положения методики Основные задачи: 1)формирование адекватного отношения к результатам соревнований 2)критически-доброжелательная оценка результатов выступлений Психологическое воздействие после окончания соревнований (в зависимости от результатов выступления боксера).
Новизна проекта системность и интегрирование деятельности по психологической подготовке боксеров установление взаимозависимости между психологическим комфортом личности боксера и результатами соревновательной деятельности
Итоги реализации проекта 1.Выросла психологическая устойчивость на 25% (по результатам тестирования) 2.Отсутствуют психологические срывы. 3.Более ровными стали результаты выступлений воспитанников на соревнованиях 4.Увеличилось количество победителей и призеров
Дальнейшее развитие проекта Внедрение положительных результатов реализации проекта в систематическую учебно-тренировочную деятельность Представление проекта тренерам-преподавателям на семинарах, конференциях Публикация статьи «Воспитание моральных и волевых качеств боксера и его специальная психологическая подготовка » Размещение проекта в сети творческих учителей
Использованная литература 1.Попов В.Ф., А.В. Сычев Педагогика детско- юношеского спорта. – Тамбов, Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. - М., Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. – М., 1983