Принцип наглядности и его реализация в обучении детей с нарушениями интеллекта (старшее звено, на уроках швейного дела) © Тангел Светлана Тадеушевна- учитель швейного дела МОУ СКОШ 50 города Кирова
« Предмет, стоящий перед глазами ученика или сильно врезавшийся в его память, сам собою, без посредства чужого слова, пробуждает в учащемся мысль, исправляет ее, если она ошибочна, дополняет, если она неполна, приводит ее в естественную, т.е. правильную систему, если она расположена не логически». К.Д. Ушинский
Гипотеза В обучении детей с нарушениями интеллекта на уроках швейного дела в старшем звене большое значение имеет реализация принципа наглядности для формирования общеучебных и трудовых умений и навыков
Цель исследования Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования наглядных средств на уроках швейного дела при обучении детей с нарушениями интеллекта.
Задачи исследования Выявить влияние средств наглядности на качество усвоения знаний. Проследить систему формирования навыков работы с наглядными средствами обучения. Определить факторы, способствующие формированию навыков применения наглядных средств для обеспечения связи мыслительных процессов с практическими действиями.
Объект исследования трудовая деятельность учащихся 5-9 классов на уроках швейного дела
Предмет исследования Процесс формирования умений учащихся пользоваться наглядными средствами обучения при формировании трудовых и общеучебных умений и навыков
Методы исследования Анализ литературы по избранной теме. Анализ факторов, определяющих направление реализации данной проблемы. Обзор видов наглядности и требований по ее использованию Эксперимент Анализ результатов деятельности детей
Экспериментальная база исследования учебная швейная мастерская специальной ( коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 50 города Кирова.
Сравнение качества выполнения заданий по словесной инструкции и при использовании наглядности
Приемы, используемые при обучении пользоваться наглядностью Информационные вопросы Практические действия с образцом Обобщение наблюдений Характеристика изделия по плану Проблемные вопросы
Словарная работа
Анализ образца изделия
Планирование работы
Карточки для индивидуальной работы и самоконтроля
Карточки для индивидуальной работы
Настольные игры и тренажеры
Обучение планированию с применением наглядных средств
Виды технологических карт предметная графическая комбинированная
Приемы работы с технологической картой Прием соотнесения Прием постановки проблемного вопроса
Прием перекодирования Прием восстановления правильной последовательности
Сравнение качества выполнения задания по словесной инструкции и при использовании наглядности
Благодарю за внимание! Тангел Светлана Тадеушевна, учитель швейного дела специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 50 города Кирова