Муниципальное общеобразовательное учреждение «Себеусадская средняя (полная) общеобразовательная школа Системно- деятельностный подход в обучении Человек достигнет результата, только делая что-то сам А.Пятигорский
Какие качества необходимы современному выпускнику? Глубокие и прочные знания? Воспитанность? Интеллектуальные и творческие силы? Умение учиться? Способность к саморазвитию...
Способность человека к деятельности Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни... А. Дистервег
Система дидактических принципов Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества
Урок «открытия» новых знаний Выделяют 2 цели: А) деятельностная : работает на метапредметный результат. Формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные). Б) содержательная – расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Урок отработки умений и рефлексии А) деятельностная цель: - формирование способностей к рефлексии корреционно - контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных затруднений, контроль и проект выхода из затруднений). Формирование регулятивных УУД. Б) содержательная цель: - закрепление и коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов
Урок построения системы знаний А) деятельностная цель: формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Б) содержательная цель: построение обобщенных деятельных норм и выявление теоретических основ развития содержательно- методических линий. Уроки этой группы учат систематизировать и наращивать знания, видеть какие знания есть у ребенка, а каких еще не хватает.
Урок развивающего контроля А) деятельностная цель: формирование способностей к осуществлению контрольной функции. Б) содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Урок – исследования (урок творчества) А) деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности. Б) содержательная цель: - Проведение эксперимента, наблюдений, чтение литературы, размышление. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.
проблемно – диалогическая технология; технология мини – исследования; организация проектной деятельности; оценивания образовательных достижений (учебных успехов); технология сотрудничества; ИКТ – технология. При системно-деятельностном подходе используются следующие современные образовательные технологии:
Критерии эффективности проведения урока при СДП: - наличие у учителя плана проведения урока в зависимости от готовности класса; - использование проблемных творческих заданий; - применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала; - создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; - обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;
Критерии эффективности проведения урока при СДП: - стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; - оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался; - отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность,оригинальность; - при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Педагог – организатор и координатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока. Позиция учителя-профессионала: демонстрирует культурные образцы действий; инициирует пробные действия детей; консультирует, корректирует действия; ищет способы включить в работу каждого. Позиция воспитателя: создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции), самостоятельной выработки жизненных ценностей; соучастник. Позиция педагогической поддержки: оказывает адресную помощь ребенку, не избавляя от проблемной ситуации, а помогая ее преодолевать.
Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса; Веди ученика от собственного опыта к общественному; Будь не «НАД», а «РЯДОМ»; Радуйся вопросу, но отвечать не спеши; Учи анализировать каждый этап работы; Критикуя, стимулируй ученика. Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!
Системно-деятельностный подход Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.
Благодарю за внимание