Рекомендации учителям, работающим в специальных (коррекционных) классах VII вида Кудина Т.Г., заместитель директора по УВР
Вот они, главные истины эти: Поздно заметили… поздно учли… Нет, не рождаются трудными дети – Просто им вовремя не помогли. (Из размышлений учителя)
О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
Из Положения о специальных (коррекционных) классах VII вида Цель организации специальных (коррекционных) классов VII вида – создание в общеобразовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и состоянием здоровья Система работы в данных классах направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-волевой сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности
Из Положения о специальных (коррекционных) классах VII вида Фронтальное коррекционно- развивающее обучение осуществляется учителями на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Требования к уроку 1. Урок должен иметь четкий алгоритм 2. Каждое задание должно отвечать определенному алгоритму действий 3. Использование большого количества наглядности 4. Смена разных видов деятельности Начало урока с детьми с интеллектуальными нарушениями всегда должно быть построено на ПОВТОРЕНИИ предыдущего материала
Алгоритм действий по выполнению устных заданий учитель проговаривает задание дети или один ребенок проговаривают задание после учителя (карточки с опорными словами) учитель проговаривает, как будем выполнять задание: что сначала, что потом, что в результате дети или ребенок проговаривают это же за учителем (карточки с алгоритмом действий, схемы, таблицы) пошаговое выполнение самого задания: (снова возвращаемся к тому, с чего начинаем выполнения задания) итоговая проверка выполнения задания учет ошибок (проговаривает учитель, потом дети)
Алгоритм действий по выполнению письменных заданий учитель проговаривает задание дети или один ребенок проговаривают задание после учителя (карточки с опорными словами) детям раздаются карточки с заданием для самостоятельного выполнения (алгоритм действий прописывается ) проверка задания: индивидуально, проговаривает каждый ребенок, один ребенок отвечает, все дети смотрят, правильно ли они в своих карточках выполнили это задание; при этом проговариваются все ошибки и способы их устранения.
Смена разных видов деятельности начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание сложные интеллектуальные задания использовать только в середине урока; чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, ролевые игры, мини- постановки
При соблюдении специфических условий обучения дети этой категории способны овладеть учебным материалом значительной сложности, рассчитанным на нормально развивающихся учащихся общеобразовательной школы. Это подтверждается опытом обучения детей в специальных классах и успешностью последующего обучения большинства из них.
Полезные ссылки О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ- 150/06 Носкова Г.В., Голубева М.С., Никитина С.М. Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на общеобразовательных уроках в школе