«Простые вещества: металлы и неметаллы» Использование методических приёмов ТРКМ на уроке химии по теме: «Простые вещества: металлы и неметаллы» 8 класс
I Стадия «Вызова» Верите ли вы в то, что: Среди известных химических элементов большая часть – металлы? (да) Металлы бывают жидкие (да) «Оловянная чума» - заболевание? (нет) Алмаз можно разбить молотком? (да) Молекула озона состоит из двух атомов кислорода? (нет) Белый фосфор ядовит? (да) Графит мягкий, легко расслаивается на отдельные мельчайшие пластинки? (да) Для живых организмов особое значение имеет кислород? (да)
II Стадия «Осмысление» Первый вариант. Приём: «Сводная таблица». Работа ведется в группах. Читая текст §13-14, каждый участник группы собирает информацию о простых веществах: металлах и неметаллах. Затем учащиеся обмениваются полученной информацией и приступают к составлению «сводной таблицы».
Сравнение характеристик простых веществ – металлов и неметаллов Линии сравненияМеталлыНеметаллы Кол-во в ПСХЭ Д.И. Менделеева Агрегатное состояние Металлический блеск Электро- и теплопроводность Ковкость и пластичность
Сравнение характеристик простых веществ – металлов и неметаллов Линии сравненияМеталлыНеметаллы Кол-во в ПСХЭ Д.И. Менделеева 8722 Агрегатное состояние Твердые вещества (Исключение – ртуть). Агрегатное состояние (газы, твердые вещества, жидкие – бром) Металлический блеск Металлический блеск. Металлическим блеском не обладают (исключение – йод, углерод-графит) Электро- и теплопроводность Хорошие проводники тока и тепла. Изоляторы (углерод, кремний – проводники) Ковкость и пластичность Ковкие, пластичные Хрупкие
Второй вариант. Создать кластер по теме Металлы и «Неметаллы».
Нахождение в природе Получение Химические свойства История металлов Биологическая роль Положение в ПС Строение атома Применение Физические свойства Ме
Нахождение в природе Получение Химические свойства История неметаллов Биологическая роль Положение в ПС Строение атома Применение Физические свойства НеМе
III. Стадия «Рефлексия» На основании записей, сделанных в таблице, сформулировать основные выводы, отвечая на вопрос: «Чем металлы отличаются от неметаллов?» (Металлы отличаются от неметаллов: агрегатным состоянием, растворимостью в воде, блеском, запахом, цветом, электропроводностью). Вернуться к игре «Верите ли вы?». Обсуждение в группах и на основе полученных знаний верно, или неверно данное высказывание.
ТЕМА УРОКА: «Аллотропия» I. Стадия «Вызова» Найдите ошибку в синквэйне: 1. Металлы 2.Блестящие, ковкие 3.Окисляются, растворяются, замещаются 4.Имеют молекулярную кристаллическую решетку (металлическую) 5.Восстановители 1. Неметаллы 2.Блестящие, ковкие 3.Окисляются, растворяются, замещаются 4.Имеют атомную кристаллическую решетку 5.Окислители
II. СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ» Первый вариант. Стратегия «Зигзаг»: Прочитать тексты об аллотропных модификациях и ответить на вопросы: 1 группа – кислорода 2 группа – углерода 3 группа – фосфора 4 группа - олово По каким свойствам можно определить озон? Для чего он нужен? Чем отличается кислород от озона? Можно ли алмаз разбить молотком? Почему? Чем отличается алмаз от графита? Какого цвета фосфор? Какой фосфор ядовит? Чем они отличаются друг от друга? Что такое «Оловянная чума», как её можно «вылечить»?
Второй вариант. Приём: «Сводная таблица»: составить сводную таблицу сравнения аллотропных модификаций по свойствам. Тема 1Тема 2Линии сравнения 1) Строение 2) Свойства 3) Применение Тема 3Тема 4
Аллотропные модификации углерода алмазграфитфуллерен строение Атомная кубическая решетка, ковалентная неполярная связь Слоистое строение, внутри слоя – ковалентная неполярная связь, между слоями – межмолекулярное взаимодействие C 60, C 70, молекулы образуют сферу свойства Твердость Хорошо проводит электрический ток, тугоплавкий, оказывает смазывающее действие Химически стойкий, твердый применение Алмазные резцы, напильники… Электроды, ракетные двигатели, узлы трения… Сверхтвердые материалы
III. СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ» Ученики возвращаются в прежние группы и по очереди рассказывают свой текст. Делают записи в таблицу. Д о м а ш н е е з а д а н и е. По учебнику О.С. Габриеляна «Химия- 8» (М.: Дрофа, 2005) § 13, упр. 1-5,с.51, § 14, упр. 1-5, табл. 3 (учить), с.54.