Развитие орфографической зоркости на уроках в начальной школе Методическая система учителя начальных классов МОУ СОШ 6 Проценко Е. Л.
« Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма ». Р. М. Львов
Эффективные приемы формирования орфографической зоркости
1. Орфографическое проговаривание. 2. Письмо с пропусками орфограмм ( письмо « с дырками »). А ) пропуски делаются везде, где есть орфограммы. Б ) пропуски делаются только там, где ученик сомневается в букве.
Использование разных видов диктантов : Диктант с обоснованием. Диктант с постукиванием ( не контрольный ). Диктант « Найди слова ». Диктант – игра « Кто больше запомнит ». Зрительный диктант. Знаковый диктант.
Знаковый диктант Тема « Части речи ». Диктуются слова : бабочка, летать, двенадцать, красивый, я. У учеников запись : С, Г, Ч, П, М.
Какографические упражнения В лису снек по колено. На ветках пушыстые подушечьки. Тонкие берёски со гнулись, а ели опустили махнатые лапы. Лижит подёлкой заиц. Ряпчик поклевал семян и нырнул вснег. Ленивые лоси брадили по снегу, а потом легли на снег. Скоро белая пороша за сыпала их спины и голавы.
Дети должны не только найти и исправить ошибки, но и определить вид ошибки, распределить слова. БГПСССПредлоги приставки Ча - ща, чу - щу, жи - ши Чк - чн
Какографические упражнения Разве можно без улыбки видеть Лёнины ошибки. « Налител я на сугроп и расшыб сиводня лоп, очень болно и обидно, глас под шышкою не видно ». Быстро Лёне помогайте, все ошибки исправляйте.
Использование алгоритмов орфографических правил 1. Подготовительный этап. 2. Основной этап. 3. Этап сокращения операций.
АЛГОРИТМ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ 1 шаг. В корне слова есть безударная гласная ? Да 2 шаг. Подбери однокоренное слово, в котором проверяемая гласная стоит под ударением. Удаётся найти не удаётся : проверь по проверочное слово словарю. 3 шаг. Напиши соответствующую гласную букву. Проверь написанное.
Дидактические игры 1. « Третий лишний ». 2. « Молчанка ». 3. « Орфографический мячик ». 4. « Корректор ». 5. « Огоньки ». 6. « Кто быстрее ».
« Запоминалки », « рифмовки », орфографические сказки. Знаешь ты наверняка, Где ЧН, а где ЧК : речка, ночка, строчка, точка, кочка, корочка и почка, срочный, гречневый, мучной, точный, встречный и речной. Никогда в таких словах Не пишите мягкий знак.
Использование перфокарт, тренажеров Тренажёр « Непроизносимые согласные » Ф. И. ученика ___________________________ 1. Праз.. ник, ярос.. ный, свис.. нул, прес.. ный, любез.. ный, тес.. ный, здра.. ствуй, со.. нце, час.. ное, чу.. ство, чудес.. но, вес.. ник, инерес.. но, трос.. ник, опас.. но, напрас.. но. 2. Облас.. ной, крепос.. ной, чес.. ный, алмаз.. ный, сер.. це, ненас.. но, звез.. ный, доблес.. но, мес.. ный, радос.. но, счас.. ливо, капус.. ный, вес.. ник, вкус.. но, ужас.. но. 3. Поз.. но, серьёз.. ный, прес.. но, грус.. ный, мес.. ность, напрас.. но, влас.. но, орес.. ность, парус.. ный, радос.. но, соглас.. ный, чу.. ство, любез.. ный, крас.. ный. 4. Ус.. ный, лес.. ница, чес.. ный, извес.. ный, ярос.. ный, вес.. ник, радос.. ный, гиган.. ский, крепос.. ной, влас.. ный, счас.. ливый, капус.. ный, безглас.. ный, доблс.. ный.
Работа со словарными словами 1. Знакомство с новым словом. 2. Узнавание слова. 3. Работа над словом. 4. Работа над словарным словом в предложении. 5. Работа над словарным словом в тексте.
Использование карточек с заданиями Упражнение 10. Впиши в пропуски буквы. Р.. сунок – р.. сование, нар.. сованный. Тр.. мвай – тр.. мвайные пути, остановка тр.. мвая. Ул.. ца – ул.. чное р.. стение, выйти на ул.. цу. Р.. стение – р.. стительность, р.. стениеводство. Р.. кета – р.. кетоносец, л.. теть на р.. кете. Т.. традь – т.. традный лист, записать в т.. традь.
Упражнение 22. Лаг.. рь м.. дведь к.. пуста М.. тро к.. ртофель ов.. щ М.. сква п.. м.. дор за.. ц Вставь в предложения подходящие слова. В столовую лаг.. ря завезли _____________: ____________, п.. м.. доры и ____________________. _________________ зимой спит, а ______________ нет. В ______________ М.. сквы всегда много н.. рода.
Упражнение 41. Обведи нужную букву. ст а о лица д е и журный р а о стение б е и рёза т о а варищ с о а лома ур о а жай л а о донь т о а пор учит и е ль к о а пуста с а о рока кр о а вать уч и е ник в о а робей ул е и ца
Работа по собственному медиапродукту : « Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка ».
Отгадай загадку Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для неё готовим кадки И крупной соли полмешка.
Расшифруй слово, используя шифр внизу таблицы 3,1,11,6,12,13, А Г К О Р У Ф Ь Л Е П С Т
КАПУСТА
Запиши слово, разбей на слоги, подчеркни орфограммы. КАПУСТА
Этимология Слово капуста является родственницей ( хотя и дальней ) капитану. Слово капитан произошло от латинского капут – « голова », « глава », « начальник », « предводитель ». Капуста – очень древнее слово, оно появилось в русском языке раньше капитана и было образовано также от слова капут ( голова ). Действительно, чем – то капуста напоминает голову, неправда ли ?
Список класса СД КС Д СД СД Д СД СД СД 1.12 Д 8.12 СД Д СД СД КС 3.02 Д СД 4.03 СД Д СД Д Белокур А10н0н0/110нн01/ /100 Белокур Д1нн32н301010/ /100 Дронова102211/ /0122/100 Дубасова0нн000/ /20011/1010/200 Зинченко011о10/ /0101/000 Кашкаха А /101 Проценко011210/100нн00/00112/01н0/00н Павлюк В / /11122/1н22/214 Савинкован13н248н2421/3223нн23/213 Савченко А 0010н1/41н1200/0н01 01н10 Савченко В010010/ /0н10 001/000 Самойлов656323/ /23н Сенюгин312313/22н0212/11111/1101/213 Танага А323323/ /13153/0102/213 Цапенко Д0000н0/100000н /00н Штефан К102110/02нннн0/1н212/0112/100 Количество ошибок, допущенных учащимися в контрольных и самостоятельных работах по русскому языку (3 класс) СД – словарный диктант КС – контрольное списывание Д - диктант