Проблемы мотивации на уроках математики
Мотивационное влияние на учащихся может оказывать не всякий учебный материал, а лишь тот, информационное содержание которого соответствует наличным и вновь возникающим потребностям ребенка
Содержание учебного материала должно быть доступно учащимся, исходить из имеющихся у них знаний и опираться на их жизненный опыт, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным.
При подборе учебного материала на уроке большое значение имеет способ преподнесения его учащимся, сочетание разных способов подачи математической информации: числовой, алгебраической, словесной, в виде рисунка, модели
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Для становления мотивации учебной деятельности большую роль играют методы проблемно-развивающего обучения. Проблемным называется такое обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходят в процессе относительно самостоятельного решения задач-проблем, протекающего под общим руководством учителя.
Расстояние между двумя туристами, идущими навстречу друг другу, равно 36 км. Скорость одного туриста - 4 км/ч, а другого 5 км/ч. Через сколько часов они встретятся? Взрослому кролику дают 3 морковки в день, а крольчонку - две морковки в день. За сколько дней оба кролика съедят 30 морковок? Первый рабочий изготавливает 27 деталей в день, а второй – 33 детали в день. За сколько дней они изготовят 300 деталей?
Наибольший эффект при проблемном обучении дают задачи, предполагающие открытие новых для учащихся причинно- следственных связей, закономерностей, общих признаков решения целого класса задач. Так, например, используя одну схему, можно описать решение различных задач (5 класс):
1. Связь изучаемого с жизнью: Задачи с профессиональной направленностью. Геометрическая прогрессия в экономике. Задачи на проценты. Быстрый счет. 2. Зрительные ассоциации: Умножение одночлена на многочлена – «фонтанчик». Решение уравнений – «разматывание клубочка». Решение сложных уравнений – «поход в гости». Решение неравенств – «построение елочки». 3. Экскурсы в историю: Рефераты, сообщения на темы: «Из жизни замечательных людей» «Разные способы доказательства одной теоремы» «Исторические сведения» «Значения терминов» 4. Поиск дополнительной информации с помощью библиографических справочников, словарей, энциклопедий, Интернета.
5. Проведение уроков – практикумов на компьютере: –«Координатная плоскость» –«Построение линейной функции» –«Сложение дробей с разными знаменателями» –«Задачи на проценты». 6. Использование сравнений логические тесты: вставь пропущенное число, изобрази недостающую фигуру задания: «Найди лишний предмет», «Что лишнее?» 7. Привлечение занимательных приемов, парадоксов, интеллектуальные разминки, логические задания, ребусы, математические квадраты, кроссворды, филворды.
8. Использование игровых ситуаций дидактические игры: «Математическое лото», «Найди пару», «Лучший счетчик», интеллектуальные игры: «Поле чудес», «Математический бой», «Брей-ринг», «Математические состязания». 9. Использование художественной литературы загадки, пословицы, стихи о математических терминах или о великих математиках. 10. Создание психологического климата карточки – информаторы, карточки с образцами решения 11. Использование творческих домашний заданий, в том числе с использованием компьютера.